Словарь по христианству Ж ЖИДИЧИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ЖИДИЧИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ЖИДИЧИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в местности Жидичин Луцкого уезда Волынской губернии (ныне село Жидычин Киверцовского района Волынской области, Украина). Время основания исследователям неизвестно. Местный археологический материал датируется Х–ХI вв., однако исследователям неизвестно, связан ли он непосредственно с монастырём, архив которого сохранился лишь с первой половины XVI в. Исследователи полагают, что Жидичинский монастырь впервые упоминается в 1227 г. в Галицко-Волынской летописи (Ипатьевский список, XIII в.): князь Даниил Романович ездил «в Жидичин кланятися и молитися святому Николе» (Полное собрание русских летописей, том 2). Считается, что уже к 1335 г. Жидичинский монастырь имел статус архимандрии, привлекал особое внимание знати. В ХIV–ХV вв. покровителями и защитниками Жидичинского монастыря были князья Любартовичи, великий князь Свидригайло Ольгердович, позже – князь Семён Гольшанский, князья Острожские. Так, великий князь Свидригайло грамотой от 7 октября 1450 г. возобновил старые права Жидичинского монастыря и передал ему новые владения, в том числе сёла Боголюбы, Гай Гнидавский и др. В 1502 г. эту грамоту подтвердил польский король Александра Ягеллончик по просьбе луцкого старосты князя Семёна Гольшанского. Имена жертвователей и вклады вписывались в «Помянник» князя Фёдора Любартовича. По мнению исследователей, со времени основания в Жидичинском монастыре хранилась некая Никольская святыня (в настоящее время точнее не определяемая) – часть мощей, чудотворный образ или скульптура, о чём исследователям известно из памятника начала XV в. «Сказания о чудесах святителя Николая в Лукомле». Согласно «Сказанию...», святитель Николай, явившись жителю Лукомля, поведал: «Аз святый Никола Жидиченский и пришёл есмь семо в Лукомль, тамо не могу жити поганих деля, зане умножися беззаконие». Перемещение святыни из волынской части владений Витовта в принадлежавший ему же полоцкий Лукомль исследователи связывают с последствиями битвы на Ворскле (1399 г.), когда литовское войско было разбито ханом Темир-Кутлуем и «воеваша татары даиже и до Великаго Луцка» (Полное собрание русских летописей, том 35). Исследователи полагают, что в это время Жидичинский монастырь был разорён татарами. По мнению исследователей, к последней четверти XV в. благосостояние монастыря восстановилось. В записи писца на переписанном в 1491 г. в обители по заказу архимандрита Ионы Евангелии-тетр (Исторический музей) монастырь именуется «лаврой в Жидичине» (книга, по мнению исследователей, написана писцом Игнатием вполне профессионально и украшена полихромными заставками балканского стиля). Жидичинский монастырь обладал значительной для своего времени и региона библиотекой.

 



 
PR-CY.ru