«ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» - Страница 4

Богоматерь спасает людей во время разрушения храма; исцеление бесноватых и спасение от темницы водой от источника; исцеление императора Льва Мудрого, его брата Стефана, царицы Феофании и Иерусалимского патриарха Иоанна; исцеление патрикия Тарасия и его матери; исцеление императора Романа и императрицы; исцеление монахов; спасение от царского гнева патрикия и протоспафария; исцеление варягов. На многих иконах встречаются интересные детали. Так, на иконе из музея Андрея Рублёва в клейме «Богоматерь спасает людей во время разрушения храма» Богородица в чаше (тип Оранты с Младенцем) представлена в рост в медальоне. На иконе из Владимиро-Суздальского музея-заповедника в традиционную сюжетную канву включены образы святых целителей и, возможно, небесных покровителей заказчика с надписями возле каждого: Николай Чудотворец, Антипа Пергамский, преподобная Пелагея, священномученик Харалампий, преподобные Сергий Радонежский и Паисий Великий; в правой части доски закреплена эмалевая иконка с поясным изображением Димитрия Ростовского, соразмерным прочим фигурам святых. На иконе из Рыбинского музея-заповедника на полях дополнительно изображены 13 медальонов, в которых представлены Господь Саваоф (в центре верхнего поля) и 12 апостолов (на боковых полях). На иконе из местного ряда иконостаса церкви архангела Михаила в дворцовом селе Бронничи (ныне город Бронницы Московской области), 1702–1704 гг. (музея Андрея Рублёва), работы Кирилла Уланова и Тихона Филатьева, совмещены оба извода: Богоматерь с Младенцем в фиале представлена в центре водоёма под сводами главного нефа базиликального сооружения. В росписи церкви пророка Илии в Ярославле на южной стене придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы (последняя четверть XVII в.) Богородица с Младенцем Христом на левой руке изображена стоящей в рост на зеленовато-голубых облаках, спускающихся с небес в купель, вокруг Неё по границе розового сияния Славы – фигуры семи парящих ангелов, два вверху венчают Богородицу короной, другие касаются Её одежд, средний ангел справа придерживает обеими руками за локоток Младенца. Композиционно такой тип изображения напоминает образ Богоматери, известный по иконам «Всех скорбящих Радость» московского извода (икона из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке; прославилась в 1688 г.). В остальном (образы страждущих у бассейна, огороженного кирпичными стенами) роспись соответствует иконографии известных к тому времени памятников.

 



 
PR-CY.ru