«ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» - Страница 2

По мнению исследователей, описанная Никифором Каллистом мозаика в центре свода крипты (по мнению А.М. Тэлбот, в своде мраморного кивория над источником) была создана в период восстановления храма после XI в., вероятнее всего, при императоре Андронике II в связи с возобновлением чудес. С постепенным усвоением эпитета «Живоносный Источник» Богородице он становится связанным с этой иконографией, в основе которой – изображение Богоматери с Младенцем на лоне. Каким именно было изображение Богородицы в крипте, исследователям неизвестно. Сохранившиеся памятники представляют два широко распространённых в Византии типа изображения: образ Богоматери-Оранты с воздетыми в молении руками, Младенец в медальоне или без него (в русской традиции тип «Воплощение – Знамение») и образы Кириотиссы, или Никопеи, – Богородица держит перед Собой медальон с Младенцем Христом или Самого Младенца. Самые ранние сохранившиеся изображения «Живоносного Источника», известные с XIV в., представляют Богоматерь в типе Оранты с благословляющим Младенцем на лоне. В монастыре Вронтохион в Мистре, которому покровительствовал император Андроник II, подписное изображение «Живоносный Источник» встречается в росписи церкви Богородицы Одигитрии (Афендико; около 1322 г.): в нартексе, над входом в храм, изображена Богородица с Младенцем в фиале (чаше), по сторонам – полуфигуры праведных Иоакима и Анны в молении, в верхней зоне – небольшие фигурки двух ангелов; причём южный парекклисион церкви св. Феодоров (роспись около 1400 г.) того же монастыря имеет освящение в честь Божьей Матери «Живоносный Источник». Тогда же, в XIV в., мастером византийской выучки была создана роспись церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле в Великом Новгороде (1363 г. или после 1380 г.), где на западной стене, над входом в храм, изображена сходная композиция, но без ангелов по сторонам. Впоследствии большее распространение получил извод, где Богоматерь в фиале изображена держащей обеими руками Младенца Христа (роспись середины XVI в. в приделе Георгия Победоносца в монастыре св. Павла на Афоне). Для Руси изображение «Живоносный Источник» в росписи волотовской церкви XIV в. осталось единичным примером. Один из первых образцов этой композиции в XVII в. представлен в росписи Иоанно-Богословского придела (диаконника) Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600 г., работа московской артели Федора Савина и Стефана Арефьева; пропись XVIII–XIX вв.).

 



 
PR-CY.ru