ЗАПАДНЫХ ОБРЯДОВ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ - Страница 7

В июне 1922 г. епископом Гораздом вместо западной мессы в общинах был введён чин «кирилло-мефодиевской литургии», сохранявший отдельные элементы римского обряда. В приходах действовал западный календарный стиль (в том числе в отношении празднования Пасхи). В 1923 г. в рамках так называемой Польской национальной католической церкви возникло движение за воссоединение с православием во главе с пресвитером Анджеем Гушно (ум. в 1939 г.). 1 июля 1926 г. архиерейский Собор Польской православной церкви рассмотрел поданное им и поддержанное его сторонниками заявление, в котором они соглашались принять «все догматы Православной Церкви и канонические начала церковной жизни», прося сохранить западную литургию на польском языке, «с изменениями применительно к православным догматам веры», и «весь западный обряд, не противоречащий основам православной веры». После консультаций с Константинопольским патриархом Василием III 8 августа того же года в варшавском кафедральном соборе Анджей Гушно и несколько пресвитеров из его группы были присоединены к православию Гродненским и Новогрудским епископом Алексием (Громадским). Образованная структура, получившая наименование Польская национальная православная церковь (ПНПЦ), включала шесть приходов и пять священников, окормлявших несколько тыс. прихожан; наиболее крупным приходом была церковь архангела Михаила в городе Домброва-Гурнича (ныне Силезское воеводство, Польша), настоятелем которой являлся священник Анджей Гушно. По благословению Варшавского митрополита Дионисия (Валединского) в 1927 г. приход западного обряда был создан в Варшаве. В общинах ПНПЦ богослужения совершались по римскому обряду на польском языке, сохранялись западный календарь и пасхалия. В чине мессы, служившейся на восточном антиминсе, после молитвы «Supplices te rogamus omnipotens Deus» была помещена эпиклеза из анафоры Иоанна Златоуста, причащение совершалось под двумя видами раздельно. Дальнейшее развитие ПНПЦ было осложнено притеснениями со стороны польских властей (некоторые общины были вынуждены уйти на нелегальное положение), а также постоянно возникавшими разногласиями между клириками и священноначалием Польской церкви. 29 мая 1939 г. священник Анджей Гушно, занимавший должность администратора приходов западного обряда, вернулся в Римско-католическую церковь, что привело к расколу ПНПЦ, которая во время Второй мировой войны полностью прекратила деятельность. Созданное в среде русской эмиграции по благословению митрополита Евлогия (Георгиевского) в 1925 г. православное братство в Париже святителя Фотия в качестве одной из основных целей провозглашало «восстановление Западной православной Церкви с её обрядами и традициями».

 



 
PR-CY.ru