ЗАПАДНЫХ ОБРЯДОВ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ - Страница 2

В XIX в. при продолжении англикано-православного диалога неоднократно обсуждалась возможность сохранения христианами западных исповеданий обрядовых различий при воссоединении с православной церковью. Диакон Англиканской церкви Уильям Палмер затрагивал этот вопрос в переписке со славянофилом Алексеем Степановичем Хомяковым, который сообщил ему мнение Московского митрополита Филарета (Дроздова), допускавшего, что в случае единения с англиканами в вероучении «всякий обряд, не имеющий в себе прямого отрицания догмата, будет дозволен». В 1869 г. несколько епископов Епископальной церкви США обратились к Синоду Русской церкви с просьбой «быть принятыми в общение с Восточной церковью без принуждения их ко всецелому принятию внешних её обрядов». Тем не менее, сторонники данных инициатив рассматривали Англиканскую церковь как самодостаточную часть Вселенской апостольской церкви (так называемая теория ветвей) и стремились к установлению евхаристического общения при сохранении догматических различий, что было неприемлемо для православной церкви. Принципиально иной взгляд на возможность сохранения западных литургических чинов и традиций при принятии западных христиан в православие предложил Джулиан Джозеф Овербек (1821–1905 гг.), бывший католический пресвитер, который перешёл в протестантизм из-за несогласия с усилением в католической церкви ультрамонтанства. С начала 1860 гг. Дж.Дж. Овербек жил в Англии и интересовался англикано-православными дискуссиями о воссоединении церквей. Не соглашаясь с теорией ветвей, он пришёл к убеждению, что все западные христианские церкви являются схизматическими и еретическими, а истинная церковь сохранилась лишь в православии. Однако, с его точки зрения, вселенский характер православной церкви предполагает, что принимающие православие западные христиане имеют право обладать святоотеческим наследием Запада и обязаны восстановить «Западную кафолическую Церковь в том её виде, в каком она была едина с Восточною кафолическою Церковью». В 1865 г. Дж.Дж. Овербек изложил свои взгляды в сочинении «Die orthodoxe katholische Anschauung», вызвавшем большой интерес в России благодаря переводу на русский язык, сделанному настоятелем русской посольской церкви в Лондоне протоиереем Евгением Ивановичем Поповым, который в том же году присоединил Дж.Дж. Овербека к православию как мирянина. С одобрения протоиерея Е.И. Попова в марте 1867 г. Дж.Дж. Овербек составил прошение Святейшему Синоду, где исповедовалось православное вероучение, отрицались «новшества и грубые злоупотребления Западной Церкви» и выражалась надежда, что сторонникам проекта «восстановления Западного Православия» будет дозволено сохранить западные литургические обряды и традиции после внесения в них исправлений и одобрения Синодом.

 



 
PR-CY.ru