ЗАВУЛОН и СОСАННА

ЗАВУЛОН и СОСАННА (III – начало IV вв.) – Каппадокийские преподобные (память 20 мая), родители просветительницы Грузии равноапостольной Нины. Сведения о них содержатся в Житии равноапостольной Нины в грузинской летописи «Мокцеваи Картлисай» («Обращение Картли»). Завулон происходил из знатной христианской семьи в Каппадокии (город Коластра), родины великомученика Георгия, и «прибыл... к (римскому) царю», став одним из римских полководцев, «в то время когда Георгий Каппадокийский был замучен за Христа...». Завулон принял участие в походе против угрожавших Риму «бранджей» (по одной из версий, франков). В битве «на поле Питаланском», которую Вахтанг Иосифович Гоиладзе отождествляет со сражением между римлянами и галлами на Каталаунских полях в 273 г., Завулон взял в плен царя «бранджей» и его вельмож. Римский император приказал казнить их, но «бранджи» умоляли Завулона позволить им до казни принять его веру. Святой ходатайствовал перед императором и Римским епископом, и пленные, восприемником которых стал Завулон, были крещены. На следующий день они облачились в погребальную одежду и вышли к месту казни с пением молитв. По просьбе Завулона римский император помиловал «бранджей», отпустив их с дарами, но те стали просить императора и Завулона «отправиться вместе с ними в их страну, чтобы дать веру Христа и крестить водою весь их народ». У «большой реки Гдамары» царскую свиту встретили люди десяти «бранджских... княжеств: Холамай, Хозабай, Хлачай, Хенешаги, Тимгараги, Закай, Гзай, Заргай, Зармай и Тмонигони». Царь разделил народ надвое вдоль берегов реки, священники освятили воду и крестили людей, а Завулон «возлагал на всех руки в продолжение десяти дней..., в разбитых тут палатках священники служили обедню и приобщили народ к Святым Таинам Христовым». Устроив «все дела христианства и благословив их (бранджей)», святой с большими дарами вернулся в Рим. Завулон отправился в Иерусалим, где хотел раздать нищим всё приобретённое им и где сблизился с архиепископом Иерусалимским Ювеналием и его сестрой Сосанной, которые также были родом из Каппадокии. Сосанна и архиепископ Ювеналий уехали в Иерусалим после смерти родителей, «возложив надежду на (храм) Воскресения – упование всех христиан», куда они обратились за помощью. Ювеналий получил должность девтелара (церковного служителя), а Сосанна служила миафоре (некоторые исследователи полагают, что это также наименование церковной должности) Сарре из Вифлеема. После бракосочетания Завулон и Сосанна уехали в Каппадокию, где родилась равноапостольная Нина. Мать воспитала дочь «под кровом своим в беспрестанном служении нищим и днём и ночью». Когда девочке исполнилось 12 лет, родители вновь переселились в Иерусалим, где раздали нищим все сбережения от продажи имущества. Взяв благословение у Иерусалимского архиепископа, Завулон простился с женой, напутствовал дочь на путь служения Богу и ушёл к отшельникам. Сосанна и равноапостольная Нина остались в Иерусалиме, где заботились о нищих и больных женщинах. Решением Священного Синода 23 декабря 1996 г. Грузинской православной церкви Завулон и Сосанна были причислены к лику святых; в диптих святых РПЦ внесены определением Священного Синода РПЦ от 17 апреля 1997 г.

 
PR-CY.ru