«ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ», сборник - Страница 2

Молитва «Богородице Дево, радуйся» составляет основу католического молитвенного последования розарий («венок из роз»), розарием также называются чётки, по которым это последование совершается. Появление в Западной Европе текстов, посвящённых розарию, исследователи связывают с установлением католической церковью в 1572–1573 гг. под 7 октября празднования в честь Девы Марии – Царицы розария (праздник установлен после победы 7 октября 1571 г. под Лепанто объединённого европейского флота над турецкой армадой; победу объясняли тем, что перед битвой папа Пий V призвал всех католиков читать розарий). Таким образом, сборник «Звезда Пресветлая» исследователи считают отражением в восточнославянской книжности католической традиции почитания розария (в предисловии сборник назван «венцом разумным», молитвы Богородице – белыми цветами, исходящими из уст молящегося, Богородица плетёт Себе из этих цветов «прекрасный венец»). Связь сборника «Звезда Пресветлая» с католической традицией подчёркивается также тем, что название «Звезда Пресветлая» имеет русская икона Божьей Матери (около 1700 г., Муромский историко-художественный музей), воспроизводящая католическую иконографию розария. В сборнике отразились антипротестантские идеи: в одной из новелл рассказывается о том, как Мартин Лютер ударил мечом икону Богородицы, и из неё потекла кровь; есть чудеса, связанные с миссионерской деятельностью иезуитов в Индии. В последней, пятнадцатой главе содержатся рассказы о чудесах от икон Божьей Матери восточнославянского происхождения (преимущественно юго-западнорусские). Среди оригинальных восточнославянских сюжетов исследователи особо выделяют чудо в веси Каменке Новоторжского уезда, события которого связаны со Смутным временем: икону Богоматери оскверняет интервент-поляк, но большим грехом в сравнении с этим оказывается совершение священником службы в пьяном виде. Сохранилось несколько сот русских списков сборника «Звезда Пресветлая» последней трети XVII – конца XIX вв., в основном, совпадающих как по составу чудес, так и по порядку их расположения (ряд списков не имеет заглавия сборника «Звезда Пресветлая» (несмотря на характерную структуру текста), поэтому может не отождествляться археографами и исследователями, например, список последней четверти XVIII в. из Королевской библиотеки в Копенгагене. На основе различного написания имён собственных выделены две группы текстов: во вторичную, с искажением наименований, входит семь списков, все остальные составляют основную группу. Особый вариант представляет сокращённая редакция сборника, дополненная рассказами из других сборников и сохранившаяся в списке Библиотеки Академии Наук, который в конце XVII в. готовился к печати и содержит посвящение царевне Софии Алексеевне.

 



 
PR-CY.ru