ЗАХАРИЯ

ЗАХАРИЯ – праведный, пророк, отец Иоанна Крестителя и муж праведной Елисаветы, родственницы Пресвятой Богородицы (память 5 сентября). Захария был священником в Иерусалиме «из Авиевой чреды» (Лк. 1:5; годичный цикл богослужения в Иерусалимском храме делился на 24 части, продолжительностью в одну или две недели, в течение которых священники по жребию совершали положенные ритуалы). Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк. 1:5–23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления архангела Гавриила, который сказал ему: «...Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн» (Лк. 1:13). Хотя Захария, судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва Захарии о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу». Вместе с тем в Ветхом Завете приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., например: Быт. 25:21; 30:22; 1 Цар. 1:10–13, 17), поэтому Захария мог также молиться и о рождении сына. По обетованию архангела Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк. 1:15) в знак своей особой посвящённости Богу (см.: Лев. 10:9; Суд. 13:14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого... ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк. 1:15–16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:17). Захария выразил сомнение в возможности рождения сына, т.к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем (Лк. 1:22; ср.: Лк. 1:62). «Справедливо подвергается тому и другому – глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий – молчанием». В этом состоянии Захария пребывал до дня появления на свет его сына, ставшего в последующем пророком и проповедником покаяния в Израиле и Предтечей Господа Иисуса Христа. По всей видимости, в этом рассказе раскрывается тройной смысл немоты Захарии: как наказания, как знамения того, что предсказанное сбудется (ср.: Быт. 15:9–21; Суд. 6:36–40; 4 Цар. 20:8–11; 1 Цар. 10:2–16; Лк. 1:36; 2:12), а также как мотива апокалиптического сокрытия, согласно которому немота Захарии должна была стать средством сохранения в тайне от людей божественных замыслов до момента их исполнения (ср.: Дан. 8:26; 12:4, 9; Откр. 10:4). Кроме того, неверие Захарии противопоставляется вере Марии, о которой повествуется далее (Лк. 1:45). Стоявший вне святилища народ, после того как Захария вышел к ним и «объяснялся... знаками» (Лк. 1:22), понял, что ему было видение. Когда через девять месяцев у Захарии родился сын, то на восьмой день после рождения родственники и соседи собрались в доме Захарии и Елисаветы, чтобы обрезать младенца и дать ему имя. Елисавета, памятуя о повелении Божьем, переданном через архангела Гавриила, сказала, что имя его должно быть Иоанн, что подтвердил и Захария, написав на дощечке то же имя.

 



 
PR-CY.ru