ЗИНОВИЙ Отенский - Страница 8

В Похвальном слове говорится о бедствиях, постигающих народы, «внегда бо нам не любити милости и щедрот, суда и правды не творити». Среди этих бедствий названы эпидемия, во время которой скончался Новгородский архиепископ Серапион (1552 г.), вскоре последовавшее появление ереси, пожары. Наряду с этим Господь ниспослал Русской земле Свою милость – обретение нетленных благоухающих мощей святителя Ионы. Автор Похвального слова особо отмечает, что новообретённую святыню «похулил» архимандрит новгородского Юрьева монастыря Иларион, сподвижник Рязанского епископа Кассиана, в котором, по словам Зиновия, «еретическую скверну Божий всезрящий суд обличи». Описание чудес Ионы доведено до 1571 г., что подтверждает информацию, приведённую в надгробной надписи Зиновия, о его кончине в 1571/1572 г. Похвальное слово заканчивается пространной выпиской из «Истины показания...», посвящённой почитанию св. мощей. Л.Е. Морозова отрицает принадлежность Похвального слова Зиновию, однако, по мнению других исследователей, серьёзных оснований для такой точки зрения нет. Исследователи высказывали предположение, что на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. могла свидетельствоваться служба святителю Ионе, автором которой был Зиновий. С его именем связывали ещё один полемический труд, в котором обличалась ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого, – «Послание многословное к вопросившим о известии благочестиа на зломудрие Косого и иже с ним» (мнение о принадлежности «Послания многословного...» Зиновию разделял исследователь его творчества Ф.Г. Калугин). Данная точка зрения была опровергнута в ряде работ. В некоторых рукописях именем Зиновия надписаны творения сербского писателя Льва Аникиты Филолога: Похвальные слова преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, а также князю Михаилу Всеволодовичу и боярину Феодору Черниговским. Исследователи предполагают, что Зиновий обработал творения Льва Филолога, убрав из них сербизмы. О сербском происхождении Похвального слова Соловецким святым говорит Л.Е. Морозова, отвергая их принадлежность Зиновию. Василий Осипович Ключевский полагал, что Зиновий является автором анонимного Жития Иосифа Волоцкого, которое также нередко приписывается Льву Филологу (не обсуждая авторства Зиновия в отношении указанных сочинений, С.В. Минеева ставит под сомнение существование писателя Льва Филолога, которого не знает сербская книжность; данную точку зрения исследователи не могут признать обоснованной). С именем Зиновия в дореволюционной историографии связывалось составление Азбуковника, а также двух произведений, посвящённых Софии, Премудрости Божьей: «Сказание известно, что есть Софеи, Премудрость Божия» и «Сказание, которыя ради вины причтен бысть праздник Успение святыя Богородицы к двунадесять владычних праздников». Эти произведения содержат интересные материалы о богословско-литургических проблемах, волновавших новгородцев в конце XV – первой половине XVI в. Принадлежность их Зиновию исследователи считают сомнительной.



 
PR-CY.ru