ЗИНОВИЙ Отенский - Страница 7

В трактате есть многочисленные ссылки на творения отцов церкви, Жития святых, Толковую Палею. Отмечая знакомство Зиновия с «Книгой на новгородских еретиков» Иосифа Волоцкого, архиепископ Филарет (Гумилёвский) писал, что отенский инок «выполнил своё дело далеко лучше своего предшественника..., у него глубже и отчётливее, чем у Иосифа, раскрыты начала христианской философии». В то же время митрополит Макарий (Булгаков) считал, что «толкования Зиновия... некоторые не совсем удачны и не без натяжек», поскольку автор «почти не приводит отеческих свидетельств, а всё объясняет или доказывает сам, и в этом главное его отличие от Иосифа и от всех современных писателей». «Истины показание...» получило распространение в рукописной традиции в XVI–XIX вв. В XIX в. И.П. Лаптев, позднее Ф.Г. Калугин выявили две редакции трактата – пространную и сокращённую. Р. Майнка считал произведение Зиновия незавершённым. Рукопись Российской национальной библиотеки, содержащую первую редакцию произведения, признают автографом Зиновия на основании записи XVII в. на титульном листе: «От тщательства и писания рук старца Зиновия на Федоса Косого». В 1642 г. Московский печатный двор выпустил «Сборник Слов о поклонении иконам». На обороте листа 93 (вторая пагинация) в «Сборнике...» приведён отрывок из «Истины показания...» о недопустимости учительства еретиков. В книге «Скрижаль», выпущенной Московским печатным двором в 1655–1656 гг., опубликованы заимствованные из трактата рассуждение Зиновия о Символе веры и его рассмотрение клятвы «седмаго Собора пишемым книгам послежде Вселенскаго Собора». В 1863 г. трактат был издан журналом «Православный собеседник» на основе рукописей Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки (в издании есть немало опечаток, выявленных Ф.Г. Калугиным). Почти одновременно произведение Зиновия готовилось к печати Николаем Саввичем Тихонравовым, но план не был осуществлён из-за выхода казанского издания. Последним трудом Зиновия, написанным около 1571/1572 г., как полагают исследователи, незадолго до смерти, стало Похвальное слово Новгородскому архиепископу Ионе («О обретении мощем преподобнаго Ионы, архиепископа Великаго Новаграда, и о казнех, бывающих на нас от Бога»). В Похвальном слове повествуется об обретении мощей Ионы в Отенской обители в 1553 г., во время проведения в Москве Собора, осудившего еретиков. Зиновий был очевидцем описанных им событий. В Похвальном слове есть обширная вступительная часть, содержащая критику правящих верхов, творящих неправедный суд, увеличивающих налоги даже во время голода. Автор пишет, что Бог предал Византию в руки турок, потому что правители греков «суда бо не взыскаша, и праведна суда не судиша, вдовица и сирота оставиша хотящим озлобляти их и милости подручным не сотвориша». Грекам противопоставляются турки, которые «суд имут, и мзды не вземлют, и своим о злате не насилуют, и обидети никакоже попущают» (подобное восхваление турецких порядков есть и у видного публициста того времени Ивана Семёновича Пересветова).

 



 
PR-CY.ru