ЗИНОВИЙ Отенский - Страница 4

Первое собеседование отражено в главах 1–4. Зиновий критикует понятие «новое учение», которое явилось «в лете от создания 7000-м и 60-м», т.е. в 1551/1552 г. Он удивляется доверию клирошан к творцу этого учения, многократно менявшему веру: «И како убо может Косой ведати истину паче всех, иже чернечества отвержеся, християнства отпаде, в жидовстве развратися, в ляховстве не исправися и во всех законопреступовав? Колико убо неразумен и несмыслен Косой, иже ни чернец, ни християнин, ни жидовин, ни бусурманин, ниже лях, и всех тех мудрования чюжь?». В ходе второго собеседования (главы 5–20), обвинив Феодосия в атеизме на основании того, что он и его последователи отвергают необходимость молитв, Зиновий впервые в русском богословии приводит развёрнутый свод доказательств бытия Божия, занимающий значительную часть трактата. Далее доказывает троичность Бога, опираясь на аналогию с тройственным устройством человеческой души, являющейся образом Божьим: «Понеже образ Божий человек бысть в душу живу; душа же человеку умна, и ум ражает слово, и духом исходным от уст познаваемо: отсюду известно веруется Богу истинному имети Слово рожено, имети же Богу и Святаго Духа исходяща – живы, собезначальны, и съприсносущны, съгосподьствующа Ему». Значительное место в этом собеседовании занимает разбор Пятикнижия Моисея с целью указать на присутствующие там «в прикровенном виде» свидетельства троичности Божества. Данный раздел обнаруживает значительное сходство с Посланием Иосифа Волоцкого о Святой Троице. В обоих произведениях рассматривается один круг текстов, но аргументация Зиновия при этом намного более обширна, например, он подробно объясняет, почему Моисей не изложил открыто учение о Святой Троице: из-за опасения, что иудеи впадут в многобожие. Третье собеседование (глава 21) содержит обвинения Феодосия в антитринитаризме, в неверии во Христа (с чем клирошане не согласились), обоснование необходимости молитвы к Богу и критику особого почитания еретиком Пятикнижия как «столповых книг», якобы скрываемых церковью от народа. Четвёртое собеседование (глава 22) посвящено вопросам христологии, пятое (главы 23–27) – Воплощению Сына Божия (вновь разбираются прообразовательные примеры из Пятикнижия; Зиновий критикует Косого за отрицание подлинности Послания апостола Павла к Евреям). В шестом собеседовании (главы 28–29), отвечая еретикам, отрицавшим иконопочитание, Зиновий цитирует Священное Писание. Он пишет, что в отличие от идола икона всегда имеет первообраз. В седьмом собеседовании (главы 30–35) Зиновий защищает от нападок Феодосия почитание святых и их мощей, в восьмом (глава 36) – почитание креста. Девятое и десятое собеседования (главы 37–38 и 38–42) посвящены опровержению мнения еретиков о том, что христианам нет необходимости в церковном уставе, молитвах, поклонах, посте и т.д., поскольку «подобает поклонятися духом Отцу». Зиновий рассматривает данные вопросы с опорой на Слова постнические Василия Великого. В одиннадцатом собеседовании (главы 43–46) Зиновий защищает от критики еретиков, во-первых, православный епископат (в частности, упоминает Собор 1553 г. и его решения), во-вторых, монастыри и монашество (еретики считали иночество «преданием человеческим»). Феодосий Косой, порицая монастыри за владение недвижимым имуществом, ссылался, в частности, на Максима Грека.

 



 
PR-CY.ru