ЗВЕРИН В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 10

Часть этих фресок смыкалась с иконами утраченного в советский период иконостаса. Образы святых помещены на подпружных арках (шесть медальонов и ростовые фигуры), на сводах подкупольного креста, в люнетах (два регистра полуфигур), в северо-западной и юго-западной камерах, жертвеннике, диаконнике и т.д. Программа росписи представляет собой уникальный в русской монументальной живописи этого периода цикл изображений – настенный минологий (аналоги встречаются лишь в более поздних, XVII в., ярославских церквах Иоанна Предтечи в Толчкове и пророка Илии; известен, главным образом, в росписях балканских церквей XIII–XVI вв.). В этом минологии, начинающемся изображением Симеона Столпника (празднование 1 сентября) на северной щеке южной подпружной арки представлено около 400 поясных фигур и 33 фигуры в рост. Такая композиция символизирует совместное молитвенное предстояние святых с пребывающими в храме (все живые и умершие увековечены изображениями своих небесных покровителей). Минологий прерывается тремя парными изображениями: ангелов Господних, записывающих имена входящих в храм (западная стена, XVII в.), святых Христофора и Сергия Радонежского (северная стена), святителя Ионы Новгородского с церковью Симеона в руках (ктиторское изображение) и Варлаама Хутынского (южная стена). Святые Христофор и Иона почитались в Великом Новгороде как ходатаи в избавлении от моровых поветрий, почитание Сергия Радонежского ввёл в Великом Новгороде Иона, неоднократно встречаются парные изображения преподобных Сергия и Варлаама как предстоятелей за Московскую и Новгородскую земли (например, «Спас Смоленский с припадающими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским» над воротами Спасской башни Московского Кремля). Данное изображение могло свидетельствовать о возможном примирении с Москвой. Композиционных сцен в росписи нет. Господским и Богородичным праздникам соответствуют полуфигурные изображения Спасителя или Богоматери. Об обетном характере храма напоминает и изображение моления Богородицы в сюжете «Положение ризы» (Богоматерь перед киворием). На восточной стене храма, в южном рукаве, внизу имеется надпись 1661 г. о моровом поветрии, с которым связано обетное построение церкви. Собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1899–1901 гг.) выстроен в русском стиле. Пятиглавый шестистолпный храм представляет собой важную градостроительную доминанту в панораме Софийской стороны с Волхова. Несмотря на специфичность пропорций (растянутый по горизонтали объём, широко расставленное луковичное пятиглавие), храм (высота с крестом 25,5 м, своды 19 м, диаметр средней главы 8,5 м) выглядит монументально, особенно на фоне небольших древних церквей Зверина монастыря. Угловые и промежуточные лопатки оформлены ширинками, боковые барабаны – двойными аркатурными поясами. Наборные оконные наличники увенчаны трёхчастными кокошниками с килевидным навершием. Фасады завершаются раскрепованным, богато декорированным карнизом, над которым возвышались килевидные кокошники. Массивный центральный световой барабан имеет четыре окна и четыре ниши. Угловые глухие барабаны установлены на металлических балках, украшены рядом декоративных кокошников, а также широким аркатурно-колончатым поясом. Собор вмещает около 1 тыс. молящихся.

 



 
PR-CY.ru