ЗВЕРИН В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 3

Чин закладки 25 июля 1899 г. возглавил благочинный монастырей архимандрит Вениамин в сослужении с новгородскими краеведами протоиереем Николаем Гавриловичем Богословским (основатель Новгородского музея) и протоиереем Алексеем Рождественским (автор описания Зверина монастыря). Новый собор алтарной частью примыкал к древнему храму. 30 сентября 1901 г. Новгородский архиепископ Гурий (Охотин) освятил собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В него перенесли центральный иконостас, иконы и утварь из старой Покровской церкви, которая была переименована в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. 7 октября того же года архимандритом Вениамином был освящён престол во имя святителя Ионы. Игуменья Антонина была награждена эмалированным с драгоценными камнями крестом из Кабинета Его Императорского Величества, изготовленным фирмой Фаберже (1902 г.). На территории Зверина монастыря также располагались двухэтажный полукаменный дом (1911 г., не сохранился), хлебопекарня, баня, коровник, трапезная, скотный двор (1913 г.), хозяйственные постройки. Последней настоятельницей (с 1905 г.) стала бывшая казначея игуменья Ангелина (Денисова), дочь новгородского купца. К 1908 г. в Зверином монастыре проживали 134 сестры. Исследователи находят примечательным, что в росписи 1615 г. главный монастырский храм именуется не в честь Покрова, а в честь Положения ризы Богоматери. Среди фресок Симеоновской церкви – «Положение пояса (ризы) Богоматери» (такая же чтимая икона, по мнению исследователей, ставшая прототипом фрески, находилась в иконостасе Покровской церкви), а изображение Покрова в росписях на 1 октября отсутствует, что, по мнению исследователей, может дополнительно свидетельствовать об особом почитании праздника Положения ризы в Зверином монастыре и о возможном первоначальном посвящении обители. В Чиновнике Софийского собора XVII в. указано на совершение крестного хода с иконой «Знамение» 2 июля, на праздник Положения ризы Богоматери во Влахерне, к Покровской церкви Зверина монастыря и не отмечена служба на Покров. В первые воскресенья после Петрова и Ильина дней совершались общегородские крестные ходы из Детинца вокруг Софийской стороны, которые останавливались в Зверином монастыре. Эти древние крестные ходы некоторые исследователи связывают с так называемым Анастасийским миром – всеобщим покаянием новгородцев в 1417 г. Монастырские иконы святых Симеона и Пантелеимона участвовали в установленных позднее крестных ходах 1 августа. В XIX – начале XX вв. обитель особенно посещалась богомольцами в престольный праздник Покрова, когда вспоминался крестный ход святителя Ионы 1 октября 1466 г. в Зверином монастыре из Софии и часто совершалась архиерейская служба, и 3 февраля, в память Симеона Богоприимца, а также при совершении ему акафиста. С 29 декабря 1886 г. акафист читался еженедельно по понедельникам после поздней литургии (традиция его чтения возобновилась 16 февраля 2001 г.). Торжественно, с отправлением накануне параклиса, отмечались также праздники иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» (24 октября), апостолов Петра и Павла (29 июня), Николая Чудотворца (9 мая и 6 декабря). После возрождения Покровского собора он неоднократно становился центром общеепархиальных торжеств, связанных с пребыванием в городе св. мощей апостола Андрея Первозванного (2003 г.), преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (2005 г.), князя Александра Невского (2007 г.).

 



 
PR-CY.ru