ЗАЧАЛО

ЗАЧАЛО – единица деления новозаветного текста, читаемого за церковным богослужением. Главная цель такого деления – вычленение небольших, но законченных в смысловом отношении отрывков, которые могут быть понятны вне зависимости от их контекста (это важно, поскольку предшествующие и последующие стихи читаются обычно накануне или на следующий день). Деление на зачала не совпадает с делением на главы, которое принято в небогослужебных изданиях Нового Завета (в том числе в синодальном переводе). Термин «перикопы» использовался греческими и римскими языческими авторами по отношению к разного рода риторическим или литературным сочинениям. Применительно к библейским книгам он стал употребляться со II в. Деление на зачалы имеет аналогии с делением Ветхого Завета в иудейской традиции (но поскольку все известные памятники иудейской лекционарной системы поздние по происхождению, исследователи не исключают, что это влияние было обратным). Фиксация текста зачал окончательно происходит только в IV в. в связи с постепенным отказом от практики lectio continua (или Scriptura currens), т.е. последовательного чтения достаточно продолжительных отрывков Священного Писания, часто до того момента, пока чтеца не остановит предстоятель. В этот же период для удобства изучения и частного чтения текст Нового Завета был поделён на главы, например, в Ватиканском кодексе (IV в.) в Евангелии от Матфея выделяется 170 глав, от Марка – 62, от Луки – 152, от Иоанна – 50 глав; в Александрийском кодексе (V в.) в Евангелии от Матфея – 68 глав, от Марка – 48, от Луки – 83, от Иоанна – 18 глав; деление книг «Деяний св. апостолов» и Посланий было менее стабильным; в основных унциалах исследователи встречают две параллельные системы деления. Евсевий Кесарийский на основании евангельской гармонии Аммония Александрийского разработал свою систему быстрого нахождения параллельных мест в Евангелиях, поделив их на разделы, которые потом были распределены по десяти канонам (так называемые таблицы канонов Евсевия, или «аммониевы главы»). Однако для церковного чтения эти деления были неудобны. По этой причине в крупных литургических центрах возникают свои системы деления Нового Завета на зачалы. Свидетельства такого деления представлены в древних Лекционариях. В ряде унциальных рукописей встречаются пометы «начало» и «окончание», указывающие границы зачал. В современных православных изданиях Евангелие от Матфея делится на 116 зачал, от Марка – на 71, от Луки – на 114, от Иоанна – на 67 зачал, а «Деяния св. апостолов» и Послания имеют общее деление на 335 зачал. Порядок следования зачал друг за другом в служебных Апостоле и Евангелии может отличаться от «четьих» текстов, т.к. он соответствует церковному году. При чтении в храме каждому зачалу предшествует вводная фраза, уточняющая его контекст («Во время оно...»), а также показывающая, от чьёго лица произносится текст и к кому он обращён («Братие...»). Последовательность чтения по зачалам определяется с помощью прилагаемых к Евангелию и Апостолу таблиц-указателей; совокупность таблиц-указателей, богослужебной разметки новозаветного текста, выписанных инципитов зачал и проч. называется лекционарным аппаратом. Круг чтения евангельских зачал на воскресной утрене называется столпом.

 
PR-CY.ru