ЗУРВАНИЗМ - Страница 2

Таким образом, в системе представлений зурванизма онтологические различия между Анхра-Майнью и Ахура Маздой нивелируются: Ахура Мазда теряет атрибуты совершенного творца, превосходящего Анхра-Майнью, а последний выступает как равный своему противнику. Космогония зурванизма носит противоречивый характер: материальный мир творит либо Ахура Мазда, либо Анхра-Майнью. «Улемы ислама» сообщают о том, что Зурван также принимал участие в этом творении (например, сотворил огонь и воду). Круг духовных сущностей, вовлечённых в сферу религиозно-философских рассуждений зурванизма, принципиально не отличается от зороастрийского, однако особое внимание уделяется богу-воину Вайю, Спихру (божеству небесного свода, в отношении которого обычным эпитетом является «тело Зурвана»), демону Варану (отождествлялся с дурным знанием и неверием) и демону вожделения и похоти по имени Аз. Зурванисты различали Зурван Акарана (бесконечное время) – вечность – и Зурван Дарга Хвадата (время долговластвующее) – период в 9 или 12 тыс. лет, на протяжении которого развиваются история мироздания и борьба двух духов. Зурван Акарана, будучи истолкован в зурванизме как рок или судьба, выступает в качестве универсального первопринципа. Зурванизм отличает представление об абсолютной предопределённости человеческого бытия и о всецелой подчинённости благим влияниям «податей» (знаков зодиака) и дурным влияниям «разбойников» (планет), размещённых в Спихре («теле Зурвана»). Это стало причиной особого распространения в зурванизме астрологии как прикладной дисциплины, призванной выяснить судьбу человека. Идеи свободы воли и сознательного выбора между добром и злом (столь характерные для зороастризма) чужды зурванизму. Этическая проблема в зурванизме отсутствует также в связи с представлениями о дуальности Зурвана, содержащего как благое, так и злое начало. Научный интерес к зурванизму как к феномену духовной культуры древнего и средневекового Ирана возник в начале XX в. Таким образом, описание зурванизма представляет собой историческое моделирование, в основе которого лежат фрагменты пехлевийской религиозной литературы («Бундахишн», «Визидагиха-и Затспарам», «Дадестан-и меног-и Храд» и др.), сообщения античных авторов (Евдем Родосский, Плутарх и др.), полемические сочинения армянских и сирийских христианских богословов (Езник Колбаци, Елише Вардапет, Феодо бар Кони и др.), а также сведения мусульманских авторов (аш-Шахрастани, аль-Фахри и др.). В настоящее время определённые оккультно-теософские круги, в том числе в России, пытаются трактовать учение зурванизма как эзотерическое направление зороастризма, тесно связанного с теорией и практикой астрологии. Зурванизм оказал влияние на манихейство и на ряд других гностических течений; отчасти на митраизм.



 
PR-CY.ru