ЗОСИМА, Верховский Захария Васильевич (Богданович - Страница 4

Через некоторое время и старцы и сёстры ощутили потребность в устроении обители и в регулярном церковном богослужении, стали искать какой-либо упразднённый монастырь для поселения. По благословению Тобольского архиерея в 1821 г. Зосима посетил Санкт-Петербург, был принят Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым), который содействовал преподобному в составлении прошений в Синод. Наконец, указом Синода от 13 февраля 1822 г. ранее упразднённый мужской туринский во имя Николая Чудотворца монастырь был обращён в женский и отдан на попечение «поручика Верховского». 26 октября 1822 г. Зосима со старцем Василиском и с сёстрами прибыли в Туринскую обитель и приняли от духовного правления всё монастырское имущество согласно указу духовной консистории от 16 октября. Старцы Василиск и Зосима поселились ближе к обители, в уединённом месте, в 8 верстах от Туринска. Зосима составил для сестёр особый устав, ориентированный на общежительные правила Василия Великого. В начале 1823 г. Зосима вновь посетил Санкт-Петербург, чтобы представить в Синод для утверждения новый устав, а также урегулировать хозяйственный статус общежития. Окончив дела в столице, посетил отчий дом в Смоленской губернии, где застал осиротевших дочерей брата Илии, Варвару и Матрону. По дороге в Сибирь в московском Симоновом монастыре племянницы Зосимы были пострижены в рясофор с именами Вера и Маргарита. Вскоре в женской общине начались нестроения, мать и дочь Васильевы, «таившие в сердцах своих страсть любоначалия», стали нарушать устав общежития и, наконец, самовольно отправились в Тобольск с жалобами на своего духовника. Обвинив преподобного в расколе, растрате монастырских денег, притеснениях сестёр и прочих «чувствительнейших угнетениях», они просили епархиальное начальство удалить старца из монастыря и поставить во главе насельниц игуменью. На обвинение в нарушениях «отправления должности священника» Зосима писал объяснение архиерею: «Я от (духовных чад) требую не исповеди, но откровенности, чтобы, зная совесть каждой и пристрастия, мог незаблудно управлять ими. Но хотя они во всём открываются мне, однако я не беру на себя права разрешать их грехи, но только пользую их моими наставлениями». В это время старец с племянницами, Анисьей Конюховой и двумя келейницами находились по распоряжению начальства в Тюмени. Здесь они узнали о кончине Василиска (29 декабря 1824 г.). Указом Синода от 24 января 1825 г. Зосима был уволен «от звания попечителя и от всякого влияния на монастырь», осенью того же года уехал в Москву. Верные ему сёстры собрались последовать за ним, но консистория всячески препятствовала их отъезду из Туринска. Именно в это время в Тобольск прибыл новый губернатор Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский, который много сделал для возвращения паспортов и обеспечения свободы передвижения верных старцу сестёр. В декабре того же года им вернули несправедливо реквизированные вещи, книги и, самое главное, трёх лошадей. После приезда в Москву Зосима обратился к митрополиту Филарету, который благословил старца поселиться в Чудовом монастыре.

 



 
PR-CY.ru