ЗОСИМА Брадатый

ЗОСИМА Брадатый (ум. после 1510 г.) – бывший митрополит Московский и всея Руси. Прозвище Брадатый, по мнению исследователей, может указывать на то, что Зосима был родственником дьяка Стефана Брадатого (Бородатого), служившего при дворе великих князей Василия II Васильевича, Ивана III Васильевича и великой княгини Марии Ярославны. У исследователей есть основания согласиться с предположением Антона Владимировича Карташёва о том, что Зосима до принятия монашеского пострига служил дьяком великого князя Ивана III (автографы Зосимы, например, в рукописи Российской государственной библиотеки свидетельствуют о наличии у него навыков профессионального писца). В 1485 г. (до 10 марта) Зосима был поставлен архимандритом ставропигиального Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, насельники которого были подсудны во всех делах, кроме духовных, великому князю. Контакты представителей рода Бородатых с Симоновым монастырём были неслучайными. В 1462–1485 гг. дьяк Семён Васильев Бородатый производил дозор водяных мельниц Симонова и Высокропетровского во имя святителя Петра, митрополита Московского, монастырей. Этот же дьяк 1 марта 1484 г. в качестве свидетеля подписал вкладную грамоту Г. Перхушкова в Симонов монастырь. В актах Симонова монастыря в 1485–1490 гг., т.е. в период настоятельства Зосимы, упоминаются монастырские старцы Кассиан и Яким Бородатые, как полагают исследователи, их приход в обитель связан с Зосимой. Наряду с ними упоминается соборный старец Досифей (Курицын), по мнению исследователей, родственник влиятельного дьяка Ивана III Фёдора Васильевича Курицына. Старший сын и соправитель Ивана III великий князь Иван Иванович 10 марта 1485 г. выдал на вотчины Симонова монастыря на Галичской земле иммунитетную грамоту, подтверждающую прежние льготы. По мнению Людмилы Ивановны Ивиной, этот документ свидетельствует об особом отношении великого князя Ивана Ивановича к Зосиме. 26 мая 1485 г. Верейско-Белозерский князь Михаил Андреевич выдал Зосиме льготно-несудимую грамоту на владения Симонова монастыря в своём княжестве. При Зосиме Симонов монастырь купил земли в Можайском уезде. В поземельной тяжбе между монастырём и вотчинником И. Саврасовым, имевшим великокняжескую грамоту на спорную землю, великий князь с доклада московского наместника князя Ивана Юрьевича Патрикеева разрешил тяжбу в пользу Зосимы. Исследователи полагают, что в период настоятельства Зосимы князь И.Ю. Патрикеев купил у властей Симонова монастыря луг. Уже в бытность Зосима митрополитом князь И.Ю. Патрикеев вновь вынес решение в пользу властей Симонова монастыря. В «Сказании о новоявившейся ереси», представляющем собой предисловие к «Книге на новгородские еретики» («Просветителю»), Иосиф Волоцкий писал о том, что, будучи настоятелем Симонова монастыря, Зосима присоединился к влиятельному московскому кружку жидовствующих, который пользовался покровительством великого князя. Участниками этого кружка были преимущественно светские лица, в частности, дьяки Фёдор и Иван Волк Курицыны, жена великого князя Ивана Ивановича Елена Стефановна и др. По мнению исследователей, именно придворный характер московского кружка и открывавшиеся через него карьерные возможности стали главными причинами присоединения Зосимы к жидовствующим.

 



 
PR-CY.ru