ЗОСИМА Ворбозомский

ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.) – основатель Зосимова Ворбозомского монастыря (на острове Ворбозомского озера, в 20 верстах к югу от Белозерска, ныне Белозерский район Вологодской области), преподобный (память 4 апреля, 7 ноября, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых). В источниках монастырь может называться пустынью или монастырём Орбозомским, в Варбозове, Орбозове, Арбозове, Варбозоме. По преданию, существовавшему в Ворбозомском монастыре, обитель была основана Зосимой, предположительно это произошло в середине или во второй половине XV в. Единственный обнаруженный источник о Зосиме, относящийся ко времени его жизни, – ободная грамота верейско-белозерского князя Михаила Андреевича (1432–1486 гг.), известная в составе грамоты царя Ивана IV Васильевича от 12 февраля 1566 г.: «Велел князь Михаила Андреевич в Ворбозоме отвести лесу к деревне к Пидьбину Пречистой Благовещенью в пустыню старцу Изосиме, а и отвод земле: от Михайловы деревни на олховое болото да в Мурочинское болото». В 1501 г. в Ворбозомском монастыре настоятелем был уже Иона. В рукописной «Памяти преподобнаго отца нашего Зосимы, Орбозомскаго чудотворца» (известна в нескольких списках второй половины XVIII – начала XIX вв.) сообщается, что известий о Зосиме до его прихода на Ворбозомское озеро нет: «А о рождении, и воспитании, и пострижении его не обретохом писанием изложено» (Российская национальная библиотека). По преданию, не имеющему подтверждения, Зосима был учеником Корнилия Комельского (ум. в 1537 г.). В указанной рукописи память Зосимы соседствует с краткими статьями о других учениках преподобного Корнилия. Однако Зосима не упоминается в Житии Корнилия и в других сравнительно ранних источниках, посвящённых этому святому. Сообщение некоторых авторов о том, что Зосима был иноком Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, также не подтверждается источниками. Мнения о времени кончины Зосимы архиепископа Филарета (Гумилёвского; 1550 г.) и Евгения Евстигнеевича Голубинского (после 1592 г.), повлиявшие на справочную литературу, исследователи считают ошибочными. Вопреки точке зрения Е.Е. Голубинского в грамотах второй половины XVI в., данных пустыни (в их числе – жалованные грамоты царей Ивана Васильевича 1566  и 1567 гг., Фёдора Ивановича, подтверждённые царями Борисом Фёдоровичем Годуновым и Василием Ивановичем Шуйским, данные и завещания конца 1560 гг. – начала XVII в.), она уже может именоваться Зосиминой (исследователи полагают, что на определение даты кончины Зосимы повлияло существование в XVI в. соимённого ворбозомского монаха, автора грамматического трактата). Указанными царскими грамотами Ворбозомскому монастырю были дарованы вотчины (деревни Фетиньино, Анофриево и др.), пустоши на берегах Ворбозомского озера и другие земли, денежная и хлебная руга, рыбная ловля и т.д.; в XVI в. вклады в монастырь делали также Ростовский  митрополит Варлаам (Рогов), царский дьяк Мясоед Константин Вислой (1568 г.) и др. (к концу XIX в. подлинники грамот XV–XVI вв., данных Ворбозомскому монастырю, не сохранились, они были известны Николаю Павловичу Успенскому по отписным книгам Ворбозомского монастыря XVII в.).

 



 
PR-CY.ru