ЗОГРАФСКИЕ (АФОНСКИЕ) ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ - Страница 4

По мнению большинства историков, текст содержит и исторически достоверные сведения, смешанные с реальными и легендарными событиями других исторических эпох: властью латинян над Святой Горой (1206–1224 гг.), нападениями каталонцев на Афон (начало ХIV в.), войнами между Болгарией и Византией (конец ХIII в.) и проч. Иван Божилов считает, что «Сказание...» появилось вместе с другими зографскими фальсификатами XVI в. – так называемой Сводной и Калимановой грамотами. При этом он не учитывает факта несомненного существования предания, по крайней мере, во второй четверти XV в. и явно не знал славянской версии «Повести о Ксиропотамском монастыре». В то же время отсутствие в монастырском архиве и в библиотеке сколь-нибудь значительного исторического ядра рукописей, датируемых ранее второй четвертью XIV в., в том числе и царских вкладных грамот, указывает на то, что не позднее начала XIV в. Зограф пострадал от разорения или пожара. П. Ангелов предположил, что острая реакция болгарских монахов на заключение Лионской унии была вызвана попыткой императора Михаила VIII Палеолога оспорить законность существования Болгарской патриархии: в 1272 г. он подтвердил грамотой власть Охридского архиепископа над всеми епархиями, которыми архиепископия владела после 1020 г., в том числе и перешедшими после восстановления Болгарского царства в юрисдикцию Тырнова. Сюжет о Зографских преподобномучениках получил широкое распространение, его пересказ занимает центральное место в книге Стефана Святогорца «Рай мысленный» (текст написан в правление турецкого султана Селима II (1566–1574 гг.) и стал известен благодаря публикации в 1658 г.), он упомянут в «Истории славяно-болгарской» Паисия Хиландарского и проч.; в XIX в. был включён в Афонский патерик. В восточнославянской (в первую очередь, западнорусской) полемической литературе конца XVI – XVII в. была распространена версия «Повести о Ксиропотамском монастыре» («Книжка» Иоанна (Вишенского), «История о листрикийском, то есть разбойническом, Ферарском або Флоренском соборе» клирика острожского (1598 г.), её русская переделка книга Ивана Андреевича Хворостинина, «Палинодия» архимандрита Захарии (Копыстенского), рассказ Густынской летописи). Её пересказывает и Василий Григорьевич Григорович-Барский со ссылкой на «греческое и болгарское списание»; он приводит дату написания повести 1245 (6753) г. и оспаривает достоверность изложенных событий. На месте сгоревшей башни в 1873 г. был поставлен памятник, над которым 10 октября того же года, во время чтения в монастырской церкви Жития Зографских преподобномучеников, появился и в течение 15 минут стоял столп яркого света. Древние изображения Зографских преподобномучеников не сохранились; самое известное, выполненное Митрофаном Зографом в 1818 г., находится на северной стене притвора кафоликона монастыря Зограф. Зографские преподобномученики изображены на башне, объятой пламенем. 9 октября 1919 г. монах Панарет написал акафист Зографским преподобномученикам.



 
PR-CY.ru