ЗОГРАФ - Страница 8

В Житии книжника Пимена Зографского (ум. в 1618 г.) сообщается, что во время его проживания в монастыре обитель владела в Софии храмами Георгия Победоносца и Николая Чудотворца, а также 20 торговыми лавками. Согласно приписке 1622 г., братия Зографа сильно пострадала от чумы, а в выходной записи попа Манассии из Дрянова (работавшего в обители) на Октоихе гласов 5–8 упомянуто, что в 1644 г. монастырскую пристань захватили «франки» (как полагают исследователи, венецианцы или западные пираты). Во время Критской войны 1645–1649 гг. между Османской империей и Венецией монастырь был разграблен вторично. Со второй четверти ХVI в. Зограф стал получать помощь от русских правителей и церковных иерархов. В 1539 г. зографские иеромонах Митрофан и монах Прохор появились в Новгороде для сбора милостыни; на основе их рассказа о положении христиан в Османской империи было составлено Житие Георгия Софийского. В 1583 г. царь Иван IV Грозный передал в монастырь на помин души своего убиенного сына Иоанна 200 руб. и 9 руб. в скиты. В 1586 г. посланцы Зографа, которые пришли на границу за милостыней, получили 130 руб., но вернулись обратно из-за эпидемии чумы в приграничных районах. В 1587 г. на границу прибыли зографский игумен Паисий и несколько иноков, которые передали в дар русскому царю Фёдору Иоанновичу частицу мощей Феодора Стратилата. В конце XVI – начале XVII вв. практика приезда зографских посольств за милостыней была прервана русской смутой. В 1623 г. в Москву пришёл зографский архимандрит Амфилохий (его спутник, старец Мелетий, пожелал остаться в России), а в августе 1626 г. – келарь Гервасий. В том же году Константинопольский патриарх Кирилл I Лукарис в письме русскому царю описал тяжёлое положение Зографа (была заложена даже церковная утварь) и просил помочь. Через год зографский архимандрит Неофит прибыл на границу с Россией, но его не пустили, т.к. раньше монастырю была выделена помощь через келаря Гервасия. Позже Неофит пришёл в Москву и был принят царём. Расположение московских властей к афонским обителям, и к Зографу в частности, приводило порой к курьёзам: прибывший в сентябре 1636 г. в Путивль иеромонах Киево-Никольского монастыря Никифор, чтобы скорее добраться до Москвы, представился зографским игуменом (всё тем же Неофитом), однако обман был раскрыт, и самозванец выдворен с позором. В 1639 г. зографский архимандрит Паисий получил в Москве 100 руб. мехами, кроме того, для Зографа мастерами Оружейной палаты был написан Милостинный синодик, украшенный миниатюрой и богатым орнаментом старопечатного стиля. В 1641 г. Паисий снова появился в Москве. Во время приёма он преподнёс царю Михаилу Фёдоровичу миро от гроба Димитрия Солунского и рассказал, что турки разграбили афонские монастыри, и собор Зографа остался без утвари. Царь выделил два фунта серебра на богослужебные сосуды и выдал грамоту о праве приезда за милостыней каждые пять лет. Это же посольство привезло в Москву «письмо книжное на столбцах» со сказанием о Зографской чудотворной иконе Георгия Победоносца. По упомянутой грамоте в ноябре 1648 г. в Россию приезжал келарь Петроний, а с ним, как полагают исследователи, иеромонах Сильвестр, который затем по обету прожил два года в Соловецком монастыре и вернулся на Святую Гору.

 



 
PR-CY.ru