ЗОГРАФ - Страница 3

По мнению ряда учёных, после уничтожения во время пребывания царя Стефана Душана на Афоне (1347–1348 гг.) старых грамот с целью передать часть имущества обители монастырю Хиландар зографские монахи на основе преданий и копий древних грамот написали этот свиток и прикрепили к нему сохранившуюся печать Стефана Душана. О времени создания «Сводной зографской грамоты» существуют разные версии: XVI в. (Й. Иванов), ХVII – начало ХVIII вв. (Антон Попстоилов (Стоилов)), иногда её датируют периодом между 1560и гг., когда был создан «Рай мысленный» (который мог послужить одним из основных её источников), и 1744 г., когда её пересказал Василий Григорьевич Григорович-Барский. Вторая легенда связана с Аравийской иконой Георгия Победоносца, которая приплыла на лодке из Палестины и остановилась возле пристани монастыря Ватопед. Ватопедские монахи несколько раз ставили икону в своём храме, но каждый раз она возвращалась в лодку. Другие монастыри тоже хотели получить икону, и тогда было решено положить её на спину молодого мула и выпустить его на территорию полуострова. Там, где он остановился, построили церковь и передали туда икону. Но некоторые источники сообщают, что мул остановился около уже существовавшего Зографа, и на этом месте была построена келлия во имя Георгия Победоносца, а икону поставили в зографском соборном храме. Болгарские историки, основываясь на идентификации трёх братьев, упомянутых в «Сводной зографской грамоте», с западно-болгарскими комитопулами и на «Сказании о Зографских мучениках», в котором монастырь назван болгарским, считают, что Зограф стал болгарским в Х в. По мнению других исследователей, доказательств, что в Х–ХI вв. в Зографе проживали монахи славянского происхождения, нет, а болгарским он стал только в ХIII в. Григорий Андреевич Ильинский считал, что это произошло между 1046 и 1049 гг. Иван Ангелов Божилов, исходя из решения Прота (1049 г.), в котором среди одиннадцати подписей есть греческая подпись «Иоанн монах и игумен Зографа», и документа (1169 г.), данного святогорским протом Иоанном монастырю Пантелеимона, где среди подписей 27 игуменов афонских монастырей на восемнадцатом месте стоит славянская подпись «Семенъ инъкъ и игуменъ Зографо написахъ», помещает это событие между 1049 и 1169 гг. Кирилл Павликянов несколько сузил временные границы на основании вышеупомянутого акта 1051 г., согласно которому монастырь в тот период являлся ещё греческим. Но никто из исследователей не сомневается, что представительная болгарская монашеская община (по всей видимости, зографская) существовала на Афоне в конце XII в. Сербский архиепископ св. Савва I, рассказывая об отпевании своего отца, св. Симеона Мироточивого, в Житии, составленном в феврале 1199 г., сообщает, что «мнози языци тогда придоше поклонити се ему и отдати пение: певше пръво греци, потом иверие, потом руси, по русех блъгаре, по том паки мы...» От 1052–1266 гг. в монастырском архиве сохранилась только вкладная Марии Цузмены 1142 г. Она была «потомком благочестивых василевсов» и бабушкой севастократора Никифора Комнина Петралифы, ктитора монастыря Ксиропотам. Эту вкладную исследователи также считают фальсификатом, составленным во второй половине ХIII в. на основе ранних документов, впоследствии уничтоженных.

 



 
PR-CY.ru