ЗОГРАФ - Страница 2

Вторую копию этого акта (1311 г.) подтверждает приписка со славянской подписью игумена Зографа иеромонаха Макария. Несмотря на то что приписка игумена была сделана позднее и, скорее, служила подтверждением копии, ряд болгарских исследователей утверждали, что Зограф был основан между 972 и 980 гг. и уже тогда имел такое название. К середине ХI в. Зограф был греческим монастырём средней величины и владел значительными угодьями, о чём свидетельствуют два греческих акта – от апреля 1049 и 1051 гг. Они составлены по поводу спора Зографа, который представлял игумен Иоанн Селина, с монастырём Кастамонит из-за территории небольшой обители св. Георгия Каллиграфа. Об основании Зографа существует несколько легенд. Первая изложена в «Сводной зографской грамоте». Из содержания этой грамоты (свитка из трёх соединённых пергаменных листов с золотой печатью с изображением сербского царя Стефана Душана), якобы данной византийским императором Львом VI Мудрым и подтверждённой царями болгарским Иоанном Асенем II и сербским Стефаном Душаном, исследователям известно, что во время правления императора Льва братья, сыновья «охридского царя Иустиниана», Моисей, Арон и Иоанн по прозвищу Селима поселились на Афоне в трёх башнях. Когда вокруг них собралась братия, в 6427 г. от Сотворения мира (919 г.) в горной долине они построили монастырь из зелёного «блестящего как снег» мрамора. Но потом между ними возник спор, кому посвятить обитель – Клименту Охридскому или Николаю Чудотворцу. Всю ночь они молились и просили Господа явить на специально приготовленной доске имя покровителя обители. Утром на доске проступил лик Георгия Победоносца. В память об этом чуде монастырь получил название «Зограф» (живописец), нерукотворная икона прославилась чудотворениями под названием «Фануилская». Вскоре обитель посетили император Лев, патриархи Константинопольский Анастасий и Антиохийский Григорий, болгарский царь Иоанн Тырновский и патриарх Тырновский Феофилакт и вложили богатые дары в монастырь. Анализ содержания, языка и палеографических особенностей грамоты показал исследователям, что она является поздним фальсификатом эпохи османского владычества. О её недостоверности говорит как факт смешения правителей разных эпох (Лев VI Мудрый – 886–912 гг., Иоанн Асень II – 1218–1241 гг., Стефан Душан (с царским титулом) – 1346–1355 гг.), так и то, что основание монастыря отнесено ко времени уже после смерти императора Льва. Упомянутых братьев-основателей исследователи условно отождествляют с западно-болгарскими правителями-комитопулами конца Х – начала ХI вв., а Иоанна Селиму (одним из прообразов которого, как полагают исследователи, был зографский игумен Иоанн Селина, упоминаемый в 1049 и 1051 гг.), возможно, перепутали с болгарским царём Самуилом (997–1014 гг.), который имел братьев Аарона и Моисея. При этом основание монастыря братьями является популярным топосом с аллюзиями на Святую Троицу. Ктиторство болгарских царей св. Петра, Симеона и Иоанна Асеня было упомянуто с целью архаизировать историю присутствия болгар в Зографе.

 



 
PR-CY.ru