ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ - Страница 10

Особыми транспозиционными («странными») пометами отмечались использовавшиеся в знаменном пении метаболы (перемещения) звукоряда («премена гласом необычная», «согласия… странна и чюжда своих обоих согласий бывающа… высокаго и нискаго» – Российская государственная библиотека), распространявшиеся на отдельные фрагменты песнопений и придававшие звучанию необычную окраску. Объём реального звукоряда в песнопениях превышал семиступенный, поэтому в пометных руководствах количество обозначений было увеличено до 8–9, а затем и до 12 ступеней (см. «Извещение о согласнейших пометах»). В «Извещении...» старца Александра Мезенца, составленном после завершения работы «комиссии», занимавшейся правкой певческих книг «на речь», был разработан принцип классификации знамен по типам мелодических оборотов, дано описание исполнения знамен и «сокровенных лиц» на примере ирмосов, предложена новая форма высотных обозначений знамен в звукоряде (признаки), предназначавшаяся для печати певческих книг, которая осуществилась только в 1880 гг. Двенадцатиступенный пометный звукоряд, его девяти- и шестиступенные фрагменты изображались в списках второй половины XVII в. (и позднее, вплоть до современных печатных изданий) в виде «горки», «горовосходного холма», иногда сопровождавшегося словами Иисусовой молитвы (Российская государственная библиотека) и графически передававшего образ разделённого на ступени звукового пространства, свойственный символическому восприятию носителей знаменной традиции: «По сим убо словам, якоже по некоей высоковосходной лествице, по степенем, от нижния первыя на вторую возступаем, тако же и по прочим до высоты достизаем. Сего бо ради от нижняго согласия начало положихом, яко от долняго искати горняго, от божественнаго пения навыкохом» (Российская национальная библиотека). Возросшее во второй половине XVII в. влияние западноевропейской культуры, формирование новых типов многоголосия и усвоение связанной с ними нотолинейной системы записи церковных песнопений привели к созданию специфического круга рукописей – певческих книг и музыкально-теоретических руководств, содержащих объяснение незнакомого «нотного знамени» и «нотного гласобежания» с помощью хорошо известной знаменной нотации. Двоезнаменные книги и азбуки не получили большого распространения, став мостом, связавшим традиционные формы певческого искусства в записи знаменной нотации с новыми формами, надолго оттеснившими древнюю ветвь церковного пения. Знаменная нотация сохраняется в рукописных и печатных богослужебных книгах старообрядческой традиции XVIII–XXI вв., используется в научной литературе и публикациях памятников знаменного распева.



 
PR-CY.ru