ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ - Страница 9

В азбуках-перечислениях возникают отсутствовавшие раньше варианты начертаний знаков, указывающие на мелодические и ритмические особенности их исполнения, которые, по мнению исследователей, певчие прежде должны были воспроизводить по памяти, исходя из контекста: к крюку с подчашием добавляется более быстрый крюк с подверткой; голубчик также обретает два ритмических варианта – борзый (графически совпадающий со старым голубчиком) и тихий, т.е. медленный; «тихая» разновидность появляется и у скамеицы; к немке и дуде присоединяется родственная им труба (все три начертания содержат немку – византийский знак «фтора», первоначально обозначавший переход в другой тетрахорд, – Российская государственная библиотека, последняя четверть XVII в.). Со второй половины XVII в. в различных типах азбук при знаменах нередко выписываются степенные пометы. Поздняя форма знаменной нотации по времени становления совпала с книжной справой конца 1640 – первой половины 1660 гг., взаимодействовала с её задачами, однако, прежде всего, отвечала потребностям самого певческого искусства. Одним из главных усовершенствований нотации стало создание системы помет, отмечающих некоторые особенности исполнения знамен («указательные»: «борзо», «тихо», «держати», «ударити» и т.п.) и их расположение в певческом звукоряде («степенные»). Введение помет было связано с намерением облегчить и упорядочить исполнение песнопений, добиться согласованности звучания: «...како бо по достойнству (в) божественнем пении согласие утвердити, и непоколебимо, и непредкновенно учинити» (Российская национальная библиотека, середина XVII в.). Изобретение помет письменная традиция связывает с именами новгородца Ивана Шайдура и Леонтия («Сказание о подметках» – Российская национальная библиотека), а также с группой «русских философов», собравшихся из разных певческих центров (Москвы, Великого Устюга, Нижнего Новгорода, Вологды) «при державе блаженныя великаго государя царя и великаго князя Михайла Федоровича Всеа Русии» («Сказание о зарембах» (третья четверть XVII в.) – Исторический музей). Система помет, описываемая в «Сказании о подметках», представляет собой семиступенный звукоряд, состоящий из двух одинаковых по интервальному строению слитно соединённых тетрахордов; судя по пометам, «Леонтиев розспев» звукоряда был ближайшим по времени усовершенствованием «розпева Шайдурова», т.к. предлагал более удобные в использовании и принятые впоследствии обозначения ступеней («согласий», «степеней») звукоряда (от верхней ступени к нижней). Тетрахордная структура звукоряда отражалась в представлениях о «сугубом согласии», т.е. о функциональном тождестве ступеней, находящихся в квартовом отношении («В высоких согласиях в пении сходятся сия подметки: точка приходит в веди, мыслеть приходит в глаголь, наш приходит в покой» – Российская национальная библиотека), и о возможности «преложения на другое согласие: или от высокаго на ниское, или от нискаго в высокое» («Сказание известно о осмостепенных пометах» – Российская государственная библиотека, вторая половина 1670 гг.).

 



 
PR-CY.ru