ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ - Страница 8

Одновременно с самостоятельными фитниками продолжал существовать и старый тип азбуки, в котором фиты выписывались вслед за перечнем знамен. В последней четверти XVII в. возник совершенно новый для древнерусской традиции тип руководства – двоезнаменник, в котором мелизматические формулы, как и попевки, излагались параллельно знаменами и в нотолинейной системе (Российская национальная библиотека). Фиты фиксировались в певческих рукописях по-разному: в виде «тайнозамкненных» начертаний, с разводом в тексте песнопения, когда за кодированным начертанием следовала его расшифровка простыми знаменами, или «на брезе» (т.е. на полях); в виде разводов в соответствующих строках песнопения с указанием «тайнозамкненного» изображения на полях, а также без подобных обозначений, особенно в списках рубежа XVII и XVIII вв. Интенсивное развитие певческого искусства происходило в XVI – первой половине XVII вв.: орнаментация знаменного мелоса, увеличение числа нотированных текстов, появление анонимных («ин перевод», «ино знамя», «ин роспев» и т.п.), авторских и местных вариантов их распевания, отличавшихся от традиционных, прочно удерживавшихся в памяти, стремление предельно точно зафиксировать детали, в том числе отличия в прочтении знамен, попевок и мелизматических формул представителями разных певческих школ, и закрепить на письме особенности разнообразных распевов. Все эти изменения потребовали разработки новых способов записи песнопений. Составители азбук-толкований второй половины XVII в. включают в них большее количество разновидностей знамен и изобретают иные способы их группировки и описания – не по семействам, а по сходству их мелодического содержания и ритмического значения: «А стрела простая держитс(я) мерою против статии. Тако же ключ и челюстка… А параклит, стопица, крюк, палка, запятая, с крыжом, и крыж по единой степени в пении держится, мерою за полстатии. А параклит с подверткою, стопица со очком, крюк (с подверткою), палка с подверткою, подчашие, чашка, сложития – по две степени сверха вниз, а мерою каяждо степень по четверти» (Российская государственная библиотека, последняя четверть XVII в.). Устанавливается точное соотношение длительности разных знамен на основе последовательного бинарного деления, начиная с самых продолжительных – статий («мерою против статии», «мерою за полстатии», «мерою по четверти статии»). Детальнее описывается контекстуальное исполнение знамен – как в попевках, так и в обычных сочетаниях знаков («Стопица простая стоит пред голубчиком, и ты ея пой со очком, гни ея…» и т.п. – Российская государственная библиотека).

 



 
PR-CY.ru