ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ - Страница 7

Составитель словаря попевок записал их, предложив заучивать в два этапа – сначала в виде последовательности формул с подтекстовкой каждого мелодического оборота его названием, а затем ещё раз, но уже с фрагментом текста одного из песнопений, где этот оборот встречается. Подобная форма изучения мелодических формул была вполне традиционной и повторяла приёмы известных поздневизантийских руководств Иоанна Глики, Иоанна Кукузеля. По мнению исследователей, нередко встречающееся название древнерусского сборника попевок «Кокизы», как и именование двух формул «кукизой» и «кукизой сиос», восходит к имени Иоанна Кукузеля, составителя наиболее распространённого византийского руководства. В певческом сборнике 1628 г. (Российская государственная библиотека), содержащем обширный свод различных азбучных текстов, «какизами» назван большой раздел (более 150 формул), в котором попевки расположены в порядке осмогласия, каждая из них сопровождается именованием, подтекстована строкой песнопения, из которого она взята, а также вокализационными слогами в качестве одного из приёмов заучивания этих формул. Кроме того, параллельно с изложением столповых попевок киноварью выписываются совпадающие по названию формулы казанского (путевого) знамени («Какизы сиречь ключ столповому и казанскому знамени»). Это название сохраняется и в поздних списках руководств, относящихся к следующему этапу развития знаменной нотации, причём оно может сопровождать весь комплекс теоретических сведений, включающих помимо разных способов изложения попевок аллегорические толкования знамен, подборки фит и лиц, толкование способов исполнения знамен, разводы фит, «сказания пометкам» (Трезвоны с дополнениями последней четверти XVII в. – Российская государственная библиотека: «Книга, имянуемая кокизы. Строки мудрыя. И фиты розводныя. И знамя истолковано»). Начиная со второй половины XV в. в азбуках-перечислениях постоянно увеличивалось и количество фит: 10–12 в последней четверти XV в., 20 и больше к середине XVI в., 50–60 в середине XVII в. (Исторический музей, 1650 гг.). Собрания фит иногда отражали авторские или местные особенности прочтения мелизматических формул, которые проявлялись в их разводах дробным знаменем (Российская национальная библиотека, первая половина XVII в.). Подборки фит нередко включали и лицевые начертания, которые, как и фиты, в рукописях могли обозначаться понятием «узлы». Наиболее пространные собрания фит и лиц с разводами содержались в рукописях не раньше последней четверти XVII в. (Российская государственная библиотека: разделы «лицы фитам», «ины фиты. узлы прибав(очные)», «розводы фитам знаменным и имена им», «сия строки большия и узлы»), причём разводные фиты могли располагаться по гласам, по праздникам, по типам гимнографических книг.

 



 
PR-CY.ru