«ЗЛАТОСТРУЙ»

«ЗЛАТОСТРУЙ» – некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, которые преимущественно надписаны именем Иоанна Златоуста (из них часть действительно принадлежит Иоанну, часть текстов, в том числе славянского происхождения, ему приписана). Исследователям известно несколько десятков списков «Златоструя» XI–XIX вв. (полных сборников и фрагментов), из них около сорока рукописей младше XVII в. Исследователи выделяют пространную, краткую, особую (определена М.С. Фоминой) и саратовскую (определена американским славистом Уильямом Федером) редакции сборника. Списки, содержащие сборник целиком, – восточнославянского происхождения, только в восточнославянских списках известна пространная редакция «Златоструя». Во всех списках пространной редакции «Златоструя» вслед за оглавлением помещается «Прилог», где сообщается, что «Златоструй» был составлен болгарским царём Симеоном (893–927 гг.), который, «Божественного писания испытав и всех учитель нравы, и обычаи, и мудрость разумев», выбрал «словеса от всех книг» Иоанна Златоуста и составил из них книгу, именуемую «Златоструй», т.к. «сладкие речи» её, словно «златые струи», омывают души людей. Исследователи по-разному интерпретировали этот текст: Измаил Иванович Срезневский считал, что «Прилог» мог принадлежать перу царя Симеона, Василий Николаевич Малинин предлагал называть «Прилог» панегириком царю, составленным неизвестным книжником. При этом у всех исследователей не вызывала сомнения связь прототипа «Златоструя» с этим болгарским правителем. В.Н. Малинин показал, что составитель прототипа «Златоструя» использовал не труды Иоанна Златоуста, но византийские сборники, содержащие извлечения из сочинений святителя или их переработки. В частности, источниками для «Златоструя» могли быть компиляции из нравоучительных частей Бесед святителя Иоанна на новозаветные книги (Евангелие от Иоанна, Деяния св. апостолов, Послания апостола Павла к Римлянам, к Коринфянам, к Филиппийцам, к Тимофею, к Титу, к Евреям). Впоследствии в сборник вошёл ряд других статей. К позднейшим дополнениям к пространной редакции исследователи относят несколько эклог Феодора Магистра (Дафнопата), которые были написаны после составления прототипа «Златоструя» («Златоструя царя Симеона»), а также ряд статей славянского происхождения; при этом среди памятников, входящих в пространную редакцию, отсутствуют, как полагают исследователи, тексты, созданные или переведённые после XI в. Различные хронологические слои исследователи выделяют и в краткой редакции «Златоструя». Таким образом, первоначальный сборник («Златоструй царя Симеона») не сохранился, к нему, по мнению исследователей, восходят обе наиболее распространённые его редакции (пространная и краткая). Те обстоятельства, что во фрагментах «Златоструя» XIII в. встречаются календарные отсылки, а список XII в. находится в одном сборнике с древнейшим списком минейного Торжественника, заставляют исследователей поставить вопрос о связи «Златоструя» с календарными, прежде всего, триодными, сборниками.

 



 
PR-CY.ru