ЗИНОН - Страница 4

Хотя большинство исследователей рассматривают этот рассказ как явную хронологическую ошибку, было предложено иносказательное его толкование: изгнание нечистого духа из дочери языческого императора символизирует избавление от дьявола и идолослужения самой Вероны, образом этого города и является дочь императора Галлиена, имя которого было начертано над одними из городских ворот. Таким образом, в основе повествования о чуде мог лежать реальный факт обращения Вероны в христианство проповедью Зинона. Во многих поздних источниках Зинон назван «исповедником» («confessor») и даже «мучеником» («martyr»); однако это всего лишь предположения, Житие же содержит ясное указание на то, что он принял мирную кончину («receptus in pace»). Почитание Зинона как святого и чудотворца началось в Вероне уже в V в., где в посвящённой ему церкви покоились его мощи, у которых происходили многочисленные исцеления, а затем распространилось по всей Северной Италии и приграничным областям. В 552 г. в Равенне была построена церковь во имя Зинона, а в конце VI в. Григорий I Великий передаёт рассказ о том, как веронская церковь с мощами Зинона чудесным образом не пострадала от разлива реки Атес (ныне Адидже) во время сильного наводнения. Тот же рассказ воспроизводится и в Житии Зинона. В каролингскую эпоху его почитание распространилось в Южной Германии, но основным центром по-прежнему оставалась Верона, где в Средние века была перестроена и расширена церковь Зинона. Дни памяти Зинона в Римско-католической церкви отмечаются 8 декабря (рукоположение), 12 апреля (кончина) и 21 мая (перенесение мощей), в православной – 12 апреля. Ещё при жизни Зинон был известен как ревностный проповедник и миссионер, приложивший немало усилий для распространения христианского благовестия в Северной Италии. Сохранилось собрание из более чем 90 проповедей, которое усваивается Зинону и в настоящее время является самым ранним известным собранием христианских проповедей на латыни. Хотя были попытки подвергнуть сомнению его авторство, большинство исследователей согласны с тем, что для этого нет никаких серьёзных оснований. Молчание же о литературной деятельности Зинона таких древних историков христианской письменности, как Иероним Стридонский, Геннадий Марсельский и епископ Гиспальский (Севильский) Исидор, исследователи объясняют тем, что проповеди Зинона имели исключительно местное литургическое применение, и их обнародование в качестве отдельного сборника было осуществлено гораздо позднее времени жизни Зинона. Известное ныне собрание его проповедей («Sermones seu Tractatus») состоит из 92 (94) проповедей (две проповеди в рукописях не имеют заглавий и номеров) и разделяется на две не равные по объему книги: первая содержит 62 (64) проповеди, вторая – 30. Только 30 из них являются законченными произведениями, остальные либо не закончены, либо представляют собой краткие вступления (например, крещальные и пасхальные проповеди), наброски или конспекты, которые часто буквально повторяют друг друга. Поэтому, как считают исследователи, настоящее собрание проповедей было опубликовано не самим Зиноном, но каким-то одним или несколькими компиляторами, которые уже после его смерти собрали и издали весь доступный им материал.

 



 
PR-CY.ru