ЗИЗАНИИ, КУКОЛИ - Страница 10

Два пункта прений касались таинства крещения. Оспаривалось утверждение Лаврентия Зизания о том, что крещение в исключительных обстоятельствах может совершить мирянин в неосвящённой воде (в настоящее время православная церковь допускает такое крещение «страха ради смертнаго»). В ходе обсуждений западнорусский книжник поднял вопрос о том, «верни сут или неверни» младенцы, родящиеся у родителей-христиан. Московская сторона считала, что «от верных родителей верны сут младенцы» (ошибочно отрицая всеобщность последствий первородного греха); Лаврентий Зизаний утверждал, что без принятия крещения невозможно стать «верным». Прения московских книжников с Лаврентием Зизанием помимо некоторых расхождений между западнорусской и великорусской богословскими традициями выявили компилятивный характер «Большого катехизиса», обусловивший наличие в этом православном вероучительном сочинении положений, сближающих его с католическими и протестантскими трудами (перечень «иноконфессиональных заимствований» в «Большом катехизисе», не отмеченных московскими редакторами и сохранившихся в издании 1627 г., см.: М.А. Корзо. 2007 г.). Наиболее значимые заимствования из католического вероучения присутствуют в последнем разделе «Большого катехизиса», посвящённом таинствам: так, Лаврентий Зизаний приводит католическую точку зрения на время пресуществления Святых Даров; временем установления таинства священства он, как и католики, считает Тайную вечерю, католическим влиянием исследователи объясняют утверждение Лаврентия Зизания о неизгладимости благодатных даров священства, получаемых при хиротонии, и др. По их мнению, компилятивный характер «Большого катехизиса» обусловил многие недостатки его композиции: нечёткость структуры, непоследовательность изложения, не всегда логичную группировку материала, частые повторы. Среди православных источников сочинения Лаврентия Зизания исследователи называют труды Стефана Зизания, другие издания Виленского братства, «Катехизис» 1600 г., «Палинодию» Захарии (Копыстенского). Лаврентий Зизаний активно использовал, по крайней мере, два протестантских сочинения: «Катехизис» Симона Будного (Несвиж, 1562 г.) и кальвинистский канционал 1600 г. По мнению исследователей, структура «Большого катехизиса» в основных чертах воспроизводит композицию посттридентских католических катехизисов. Они считают, что компилятивный характер, ориентация на иноконфессиональные тексты, многочисленные из них заимствования отличают данное сочинение Лаврентия Зизания от катехизических сочинений его брата, ориентированных, за редкими исключениями, на традиционную православную книжность.

 



 
PR-CY.ru