ЗИНОВЬЕВ Георгий Терентьевич

ЗИНОВЬЕВ Георгий Терентьевич (упоминается в 1667–1702 гг.) – жалованный иконописец Оружейной палаты, ученик Симона Ушакова. Первое упоминание о Г.Т. Зиновьеве зафиксировано в указе царя Алексея Михайловича от 16 мая 1667 г. о том, что иконописец «взят в Оружейную палату для иконного воображения». Ещё один документ, от 31 мая того же года, регламентирует условия перехода Г.Т. Зиновьева в Оружейную палату, сообщая, что он являлся крестьянским сыном в вотчине Гавриила Петровича Островского, по воле которого обучался иконописи у Симона Ушакова. Своим наставником Г.Т. Зиновьев характеризовался так: «...Святых икон воображение писать искусен и пишет добрым мастерством», за что и был взят у своего хозяина за 100 руб. вместе с женой, с детьми и со сродниками и определён иконописцем в Оружейную палату. Сохранились две подписные работы Г.Т. Зиновьева из Вознесенской церкви в Москве, датированные 1667 г.: «Господь Вседержитель» и Смоленская икона Божьей Матери (обе в музее истории  религий). В 1668 г. Г.Т. Зиновьев с жалованными иконописцами во главе с Симоном Ушаковым писал иконы для иконостаса церкви Григория Неокесарийского в Дербицах. Тогда же ему было дано место для постройки своего двора близ «государева большого аглицкого двора», а в 1675 г. его двор был перенесён в район Белого города за Ильинскими воротами. В 1670 и 1671 гг. имя Г.Т. Зиновьева встречается в документах Оружейной палаты в связи с распределением иконописных работ. В 1673 г. он вместе с Симоном Ушаковым, Никитой Павловцем, Фёдором Козловым, Андреем Ильиным и Иваном Филатьевым писал иконы праздничного ряда для иконостаса Покровской церкви в вотчине дворян Хитрово села Братцева (ныне в черте Москвы; сохранилась подписная икона «Распятие», Третьяковская галерея). В 1676 г. Г.Т. Зиновьев упоминается в связи с починкой стенного письма в церкви Нерукотворного образа Спасителя Большого Кремлёвского дворца. 1676–1677 гг. датированы две подписные иконы мастера в иконостасе этого храма: «Распятие с предстоящими» и «Иверская икона Божьей Матери, с апостолами на полях» (вместе с Сергеем Рожковым; обе в музеях Московского Кремля). 1677 г. датирована южная диаконская дверь с изображением архидиакона Лаврентия с надписью о работе Г.Т. Зиновьева: «с товарыщи» (музеи Московского Кремля). В подписи на иконе 1677 г. «Святые Моисей Угрин, князь Владимир и Аркадий Новоторжский» (Тверскаяобластнаякартиннаягалерея), написанной вместе с Симоном Ушаковым, Г.Т. Зиновьев назван его учеником. Сохранился ряд работ, выполненных Г.Т. Зиновьевым с учениками. 1678 г. датированы Иверская икона Божьей Матери Г.Т. Зиновьева и его ученика Евфимия для московских храмов Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. (Исторический музей – музей «Новодевичий монастырь»), образ Власия Севастийского (музей истории религий) и икона для Ризоположенского монастыря в Суздале (Владимиро-Суздальский музей-заповедник; под записью).

 



 
PR-CY.ru