ЗЕМЛЕР Иоганн Заломо - Страница 3

И.З. Землер стремился разрушить это учение, доказывая, что единый новозаветный канон не существовал изначально и во многих общинах был ограничен меньшим числом книг. Кроме того, отмечал, что каноническими в разные времена и в разных местах считались различные книги. В некоторых общинах авторитетными признавались апокрифы и второканонические книги, в других они отвергались. Реформаторы использовали канон, отличный от принятого в Римско-католической церкви. Процесс канонизации длился достаточно долго. Решения Соборов о том, что должно быть включено в канон, часто были обусловлены внешними обстоятельствами. Таким образом, утверждение ортодоксальных протестантских богословов, что каждый стих Библии (от книги Бытие до Откровения Иоанна Богослова) обладает одинаковым авторитетом, лишалось всякого основания. Проводя различие между Библией и Словом Божьим, И.З. Землер пришёл к выводу, что Библия содержит Слово Божье, но не тождественна ему. Несмотря на критику библейского канона, он считал, что для церкви и общества его авторитет должен оставаться неизменным, однако частное использование Библии христианами нельзя подчинять каким-либо обязательным для исполнения предписаниям. Тот, кто не находит духовной пищи и назидания в Откровении Иоанна Богослова и в некоторых ветхозаветных книгах (Ездры, Неемии, Есфири, Паралипоменон, Руфь и Судей), может не пользоваться ими и обратиться к краткому пересказу этих библейских книг. Следствием историко-критического подхода к Священному Писанию являлось убеждение И.З. Землера в том, что содержание библейских повествований о природе в большей степени обусловлено миропониманием авторов и их мифологическими представлениями, чем фактами. При толковании Нового Завета он сформулировал «теорию аккомодации», т.е. приспособления как акта божественной педагогики с целью распространения христианства. По мнению И.З. Землера, Иисус Христос и апостолы приспосабливались до определённой степени к образу мыслей и традиционным религиозным представлениям своих слушателей. Акт аккомодации он видел уже в том обстоятельстве, что Христос, говоря с народом притчами, в беседе с апостолами выражает Свои мысли прямо. Опираясь на такое понимание природы библейского текста, И.З. Землер писал о необходимости ограниченной демифологизации евангельских текстов, т.е. отказа от буквального понимания якобы содержащихся в них мифологических представлений, которые восходят к дохристианскому религиозному преданию. Под мифом он понимал примитивный, образный способ подачи действительности, при котором для описания божественных действий используются антропоморфизмы. К мифам, по мнению И.З. Землера, относятся вера в то, что ангелы после смерти возносят душу человека на лоно Авраамово, представления о небесах, рае и вечном блаженстве, которые имеют определённую космологическую локализацию, а также об аде, царстве мёртвых и месте вечного наказания.



 
PR-CY.ru