ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (V в. до н.э.) – древнегреческий философ, представитель философской элейской школы, ученик Парменида, создатель знаменитых «апорий Зенона». Точная дата его рождения исследователям неизвестна. По свидетельству Диогена Лаэртского, который ссылается на «Хронику» Аполлодора, Зенон Элейский был родным сыном Телевтагора и приёмным сыном Парменида, его «расцвет» Диоген относит к 79-й олимпиаде (464–461 до н.э.), близкую датировку даёт византийский лексикон «Суда» (78-я олимпиада). Если исходить из традиционного отождествления «расцвета» с возрастом 40 лет, дата рождения Зенона Элейского попадает между 504 и 501 гг. до н.э. Более вероятной исследователи признают датировку, которая основывается на свидетельстве из диалога «Парменид», в котором Платон рассказывает, как Парменид и Зенон Элейский однажды посетили Афины. При этом Зенону Элейскому было «около сорока лет», тогда как Сократ, родившийся около 469 г. до н.э., «был очень юн», а Парменид был «очень стар... лет ему было примерно за 65». Если принять, что Сократу было чуть больше 20 лет, то дата рождения Зенона Элейского оказывается между 492 и 490 гг. до н.э. Платон сообщает также, что Зенон Элейский был человеком высокого роста, имел приятную наружность и, по слухам, был «любимцем» Парменида. Помимо сообщения Платона, единственным относительно надёжным источником сведений о Зеноне Элейском исследователи признают сочинение Диогена Лаэртского, который повторяет рассказ Платона и добавляет ряд подробностей, относящихся к жизни и политической деятельности Зенона Элейского. Так, Диоген приводит различные версии истории об участии Зенона Элейского в заговоре против некоего тирана и мучительной смерти от его рук. При этом исследователям точно не известно ни имя тирана (в ранних источниках встречаются имена Неарха, Диомеда и Демила, в более поздних происходит слияние образа этого тирана с известными тиранами Античности, в частности, Дионисием I из Сиракуз), ни место заговора (упоминаются как родной город философа Элея, так и другие города). По одной из версий, после того как Зенон Элейский был схвачен и выведен на городскую площадь, он сумел своими речами и упрёками в трусости вдохновить окружающий народ, который побил тирана камнями. По другой версии, на допросе в ответ на требование выдать имена соучастников Зенон Элейский назвал всех верных друзей тирана, в результате чего тот казнил их и лишился своих приверженцев. Согласно более подробной версии, Зенон Элейский был подвергнут жестоким пыткам, так что, будучи не в состоянии их терпеть, он подозвал к себе тирана, якобы намереваясь сообщить ему имена сообщников, но когда тот подошёл, вцепился зубами ему в ухо и не отпускал его, пока не был заколот. Наконец, по ещё одной версии, опасаясь проговориться под пытками, он откусил собственный язык и выплюнул его тирану в лицо (эту версию приводит, в частности, Климент Александрийский). У Диогена и в лексиконе «Суда» есть свидетельство о том, что Зенон Элейский был подвергнут особой мучительной казни: брошен в ступу и там забит насмерть, истолчён в порошок (та же история рассказывается об Анаксархе). Интересное, хотя едва ли достоверное свидетельство о Зеноне Элейском приводит Тертуллиан в трактате «Апологетик»: «На вопрос Дионисия, что даёт философия, Зенон Элейский ответил: “Презрение к смерти”. Подвергнутый затем тираном бичеванию, он оставался нечувствительным к страданиям, удостоверяя истинность своего изречения до самой смерти».

 



 
PR-CY.ru