ЗЕДАЗЕНИ

ЗЕДАЗЕНИ, Зедазенский; Иоанно-Зедазнийский – во имя Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) мужской монастырь (середина VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской православной церкви (ГПЦ). Расположен на склоне относящейся к Сагурамскому хребту одноимённой горы (второе название – Кухети), в 8 км к северо-западу от города Мцхета. О горе Задени, где позже был основан монастырь, сложены народные легенды о том, что здесь обитал сказочный дэв, который сторожил древнюю столицу Грузии Мцхету. На заходе солнца он спускался к реке и пил воду. По свидетельству исторических источников, гора носила имя одного из древнегрузинских языческих божеств – Задени. Четвёртый царь династии Парнавазиани Парнаджом (Фарнаджом; 112/109 – 99/90 гг. до н.э.) «построил крепость Задени и создал идола по имени Задени». Георгий Александрович Меликишвили считает, что культ Задени, так же как и культ Арма (Армази), был занесён в Картли из малоазийского мира расселившимися здесь мушками (месхами), одним из древнейших грузинских племён. Задени занял первенствующее положение в древнегрузинском языческом пантеоне. В дохристианскую эпоху Армази и Задени приносили жертвы. Идолы были сокрушены просветительницей Грузии равноапостольной Ниной после Крещения Грузии (326 г.). Появление монастыря Зедазени связано с основателем монашеской жизни в Грузии Иоанном Зедазнели, который пришёл вместе с 12 учениками, так называемыми сирийскими отцами из Антиохии по повелению явившейся ему во сне Пресвятой Богородицы. Василий Зедазнели, ученик преподобного и автор «Жития и подвижничества святого отца нашего Иоанна Зедазнели и учеников его, которые просветили страну эту северную» рассказывает об обстоятельствах прихода монахов в Картли (Восточная Грузия) и основании Зедазени (нет окончания), X в.; первая метафрастическая редакция конца XI в. (нет окончания), 1479–1495 гг. Вторая метафрастическая редакция, как предполагают исследователи, XII в. (1713 г.); семь рукописей XVIII в. Грузинский католикос Евлавий, как полагают исследователи, Евлалий I  (530 гг.), и грузинский царь Парсман (Фарсман; по мнению исследователей, Парсман V; 540–558 гг.), извещённые ангелом о прибытии «сонма светил, воссиявших в Месопотамии», встречали монахов близ Мцхеты. Католикос проводил путников в мцхетский кафедральный собор Светицховели, выстроенный на месте, где был сокрыт хитон Господень. Старцы проповедовали и исцеляли, «обходили все места, где блаженная Нина учила вере Христовой». Наконец, Иоанн стал молиться, дабы Господь явил ему место, где должно основать монастырь. Духовному взору преподобного открылась гора Задени «в окрестностях восточнее Мцхеты, с северной стороны Животворящего Крестового монастыря (монастыря Джвари)», вокруг которой вились демоны. В «Житии...» указано, что после проповеди св. Нины это место вновь стало средоточием бесов, которые умерщвляли всех людей, прикасавшихся к горе, кроме идолопоклонников и магов. Путники по молитве преподобного Иоанна «немокрыми ногами» перешли разлившуюся по весне реку Арагви. Преподобный «зашёл на высокую гору, которая именуется Зеда-Задени», расчистил от капищ могилу легендарного праотца грузин Картлоса, «нашёл... небольшие пещеры и основал в них святую церковь и обосновался там».

 



 
PR-CY.ru