ЗАХАРИЯ, Копыстенский - Страница 6

Много внимания Захария уделяет доказательству изначального духовного единства славянских народов, пишет о том, что «чехове, мораване, ляхове и угрове» приняли христианство из Константинополя благодаря деятельности равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия, но впоследствии перешли в католицизм (славян Захария считает потомками Иафета, а западные народы – потомками Хама). Важное место в «Палинодии» занимает описание Крещения Руси (совершённое «Кириллом Философом греком», который был послан на Русь по просьбе равноапостольного князя Владимира «патриархом Николой Хрисоверхом и царями Василием и Константином»). Захария выделяет три «уверения россов», предшествовавшие Крещению. Первое связано с путешествием по русским землям апостола Андрея Первозванного, которого автор называет первым Константинопольским патриархом; второе имело место во время поездки на Русь митрополита Михаила в 886 г., когда случилось чудо с не сгоревшим в огне Евангелием; третье «уверение» связано с крещением равноапостольной княгини Ольги. Захария считал, что «русский» («российский», «росский») народ разделён на две части: «россов Великой России» и «другую часть яфето-роского поколенья – з Малой России выходячую». Несмотря на разделение России на «Великую» и «Малую» («Палинодия» – одно из наиболее ранних западнорусских произведений, в котором активно употребляется термин «Великая Россия»), Россия для Захарии является единым целым, что проявляется в употреблении этого наименования только в единственном числе (например, «наша Россия Великая и Малая»). Захария пишет о том, что русский народ всегда оберегал права православной церкви твёрже, чем свои гражданские права. Вхождение части русских земель в состав Польского королевства он считает добровольным, подчёркивает защиту русскими православия в этом государстве. Люблинская уния 1569 г. описывается как добровольное и равноправное объединение польского, литовского и русского народов. Таким образом, «Палинодия» содержит одно из наиболее полных изложений теории добровольного вхождения Руси в Польское государство, популярной в начале XVII в., в основном, среди православных горожан. В трактате приведено много сведений по истории Западной Руси в конце XVI – первой четверти XVII вв., в том числе о видных деятелях того времени (например, панегирик князю Константину Константиновичу Острожскому). Представления Захарии о древнейшей истории находятся под влиянием современной ему польской идеологии сарматизма (мнение о происхождении польской шляхты от сарматов). Стремясь показать древность и благородство русских родов, не уступавших польской шляхте, Захария пишет о героическом участии «росских полков» в основных войнах Древнего мира («Росскии полки найпереднейшии были у Александра Великого... валчили и з Митридатесом Евпатором, кролем оным валечным и можным Понтийским; валчили и з Римским цесарством, и римлян побивали»).

 



 
PR-CY.ru