ЗАХАРИЯ, Копыстенский - Страница 4

«Палинодия» не была издана в XVII в., хотя патриарх Феофан перед отъездом из Киева в январе 1621 г. интересовался содержанием книги и благословил её публикацию. На решение Захарии не печатать своё сочинение повлияли внешние обстоятельства. После убийства в Полоцке Иосафата Кунцевича гонения на православных в Речи Посполитой резко усилились. Одновременно с целью легализации новопоставленных православных епископов начались переговоры православных с униатами о заключении новой унии. В 1625 г. в результате походов гетмана Станислава Конецпольского против запорожских казаков, ставших при гетмане Петре Сагайдачном (ум. в 1622 г.) главными защитниками православия, последние потерпели поражение. В силу всех перечисленных причин «Палинодия», по мнению исследователей, была не только не издана, но и не закончена. Об этом исследователи судят на основании незавершённости трактата, план которого по замыслу автора должен был повторить композицию сочинения Л. Кревзы, причём каждая из частей «Палинодии» должна была содержать опровержение соответствующей части труда Л. Кревзы (Захария использовал приём, введённый в православную полемическую литературу Мартином Броневским (псевдоним Христофор Филалет) в сочинении «Апокрисис» (Вильно, 1597 г.), написанном в ответ на труд иезуита П. Скарги «Брестский Собор и его защита»). Однако в «Палинодии» по сравнению с «Обороной церковного единства» не хватает последних трёх глав в заключительной четвёртой части, которые, как полагают исследователи, не были созданы, поскольку Захария отказался от планов публикации сочинения. «Палинодия», как и книга Л. Кревзы, состоит из четырёх частей с таким же, как и в сочинении Л. Кревзы, числом разделов в каждой части. При этом труд Захарии более чем в шесть раз объёмнее книги Л. Кревзы. В «Палинодии» есть деление разделов на «артикулы», отсутствующее в «Обороне церковного единства», основной текст православного трактата дополнен многими ненумерованными статьями. Для «Палинодии» характерна исключительная для православной книжности той эпохи обстоятельность изложения, обусловленная широкой эрудицией автора. Захария не только располагал богатой коллекцией византийских исторических сочинений, какой не имели ни его предшественники, ни следовавшие за ним западнорусские писатели, но и был начитан в западной историографии (в частности, активно использовал «Церковные анналы» Цезаря Барония), знал польские сочинения. При написании «Палинодии» Захария использовал намного больше литературы, чем Л. Кревза при подготовке «Обороны церковного единства». Свои утверждения он подкрепляет многочисленными ссылками на источники. За предисловием в «Палинодии» следует «Каталог книг учителев, которых до тоей книги оуживало», насчитывающий больше сотни имён (список составлен, как полагают исследователи, другим книжником). «Палинодия» написана на полонизированной «простой мове» с большим количеством латинских и греческих заимствований. Автограф трактата, возможно, когда-то хранившийся в библиотеке киевского Софийского собора, в настоящее время не числится в этом фонде. Труд Захарии был издан в 1878 г. под редакцией Петра Андреевича Гильтебрандта по списку 1693–1695 гг. из Синодальной библиотеки, ранее принадлежавшему Димитрию Саввичу (Туптало).

 



 
PR-CY.ru