ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович - Страница 3

Плоские пилястры, лопатки и карнизы создают ордерный каркас фасада, жёсткость которого снижена за счёт многочисленных включений пластических деталей – гирлянд, картушей с фигурами, балюстрад с вазонами и т.д. Выполненные с почти ювелирным изяществом, они стилистически близки не столько к барокко, сколько к позднему маньеризму, характерному для Польши, Западной Украины и отчасти Южной Скандинавии. Облегчённость и наличие мелких форм, применённых на фасадах, кажутся более уместными для отделки интерьеров, что уже не раз отмечалось исследователями, писавшими о влиянии архитектуры иконостасов на наружное убранство русских храмов рубежа XVII и XVIII вв. Контраст с хрупкими колонками портика составляют колоссальные волюты по сторонам главного входа. Внутри использована объёмная пластика, здесь присутствуют сочные гирлянды, горельефные изображения ангелов, кариатиды, поддерживающие карниз на хорах. Скульптурное убранство интерьера выполнено иностранными мастерами и сопоставимо только с двумя памятниками петровского времени – интерьерами церкви Знамения в Дубровицах (1697–1704 гг.) и собора московского Богоявленского монастыря (1704–1705 гг.). Эти произведения могли быть созданы одной из трёх групп иностранных мастеров, приехавших в Москву в 1703 г.: итальянцами во главе с Доменико Руской либо Джованни Франческо Росси или австрийцами во главе со швейцарцем Францем Людвигом Циглером. И.П. Зарудный руководил многочисленными декоративными работами, в том числе изготовлением резных деревянных иконостасов. Документально известны выполненные под его наблюдением иконостасы московских церквей архангела Гавриила (около 1720 г., не сохранился) и Двенадцати апостолов (1721–1723 гг., не сохранился), Андреевской церкви в Кронштадте (1715–1717 гг., не сохранился), церкви св. Пантелеимона в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) при дворце Меншикова (около 1725 г., не сохранился), соборов Преображенского в Ревеле (ныне Таллинн; 1717–1719 гг.), Петропавловского (1722–1727 гг.; общий замысел, как полагают исследователи, принадлежал Доменико Трезини) и церкви Исаакия Далматского (1724–1727 гг., не сохранился) в Санкт-Петербурге. Они кардинально отличаются от традиционного типа тяблового иконостаса, их динамичные композиции наделены чертами барочных католических алтарей. Доминирующую роль в образе нового иконостаса играют не иконы, а решённая в духе барочной сценографии архитектурная декорация, варьирующая тему триумфальных врат. Новым было также включение в систему иконостаса скульптуры, количественно превышающей живописные изображения. Завершённый уже после смерти И.П. Зарудного иконостас Петропавловского собора, над которым работали более 50 мастеров-резчиков, является одним из самых сложных и зрелищных произведений барокко в России.

 



 
PR-CY.ru