ЗАРИН (Зорин) Дмитрий Иванович - Страница 2

Д.И. Зарин предлагал использовать неизменяемые песнопения литургии, всенощного бдения, а также осмогласные напевы тропарей и стихир, тропари двунадесятых праздников, Пасхи, некоторые песнопения Великого поста и Страстной седмицы, в том числе «О Тебе радуется», «Се жених грядет», «Благообразный Иосиф», «Волною морскою», богородичные догматики восьми гласов. В разделе «Подробный план разучивания песнопений» Д.И. Зарин рассказывает об этапах формирования певческого голоса у детей. В разработанных им поурочных планах рекомендуется различный музыкальный материал, в том числе церковный. Так, при изучении первой и второй функциональных ступеней звукоряда рекомендуется молитва «Святый Боже», второй, первой и третьей ступеней – «Приидите поклонимся» и др. Для чтения в ключах предлагается песнопение «Спаси, Господи» (в теноровом), духовный стих «О Лазаре» (в альтовом). Идеи Д.И. Зарина получили продолжение в «Методических заметках к «Практическому курсу школьного хорового пения»» (М., 1912 г.). В советское время «Методика...» подвергалась необоснованной критике за воспитание «идеального отношения к Богу», «обилие молитв в репертуаре» и т.д. Д.И. Зарин принимал участие в работе четырёх Всероссийских съездов регентов и хоровых деятелей. После обсуждения его доклада «О желательном направлении церковного пения» на первом Всероссийском регентском съезде (1908 г.) был сделан ряд выводов относительно выбора и исполнения церковных песнопений, сферы компетенции регентов и их материальной поддержки. Доклад Д.И. Зарина «Хоровое пение в школе как фактор воспитания» на втором съезде хоровых деятелей был принят за основу рекомендаций съезда по этому вопросу. Являясь председателем Московской группы Комиссии по исполнению поручений второго съезда, он участвовал в рассмотрении вопросов об учреждении Устава Всероссийского общества хоровых деятелей, об авторском праве, о преподавании пения в школе, о разработке анкеты о положении хорового школьного церковного и светского пения, об организации регентско-учительских курсов. На пятом Всероссийском съезде регентов (1914 г.) Д.И. Зарин был избран товарищем председателя. В докладе «Богослужебное пение в православной церкви и значение в этом вопросе церковного пения» он коснулся актуальных проблем церковно-музыкального творчества. Автор критиковал церковные сочинения Нового направления, назвал произведения Константина Николаевича Шведова, Сергея Васильевича Рахманинова, Александра Тихоновича Гречанинова «извращением стиля церковного пения», имея в виду несовместимость концертного, оперного стиля с «идеей богослужения». Д.И. Зарин предлагал организовать комиссии при Святейшем Синоде и комитеты по церковно-богослужебному делу при епархиях для цензуры музыкальных сочинений, исполняемых в церкви, приравнять права регентов к правам псаломщиков.



 
PR-CY.ru