ЗАЙЦЕВ Борис Константинович - Страница 4

Б.К. Зайцев несколько идеализировал бытовую сторону жизни монастыря, предпочёл не касаться вопроса о разделении братии из-за отношения к введению григорианского календаря. Эта книга побудила Ивана Сергеевича Шмелёва переписать свою раннюю работу «На скалах Валаама» (М., 1895 г.) и выпустить книгу «Старый Валаам» (Ладомирова, 1938 г.), изменив оценки и суждения, относящиеся ко времени знакомства с обителью. Книги «Афон» и «Валаам», вызвавшие одобрительные отклики в эмиграции, Б.К. Зайцев считал в своём творчестве наименее интересными, «не от плоти и крови своей». Причину такого отношения пояснял Василий Васильевич Зеньковский: «...В Зайцеве, в его творчестве со всей силой обнажается раздвоение Церкви и культуры. И оттого он, любя Церковь, боится в ней утонуть, боится отдаться ей безраздельно, ибо боится растерять себя в ней. …В Церкви он ищет, прежде всего, её человеческую сторону – тут ему всё яснее и дороже. Особенно это чувствуется в двух его замечательных книгах об Афоне и Валаамском монастыре: всё время при чтении этих книг ощущаешь, как Зайцев дорожит, прежде всего, своими “художественными переживаниями”. …Отсюда эта нота незаконченности, которая чувствуется всюду в религиозных писаниях его». В июне 1934 г. Б.К. Зайцев начал большой автобиографический роман «Путешествие Глеба». Его первая часть «Заря» (Берлин, 1937 г.), повествующая о детских годах главного героя, была расценена критиками как авторская исповедь. Константин Васильевич Мочульский отмечал, что в книге о Глебе «слышится какое-то личное признание автора. Тишина, чистота и свет большой комнаты, заснеженный сад за окном, музыка, рисование, уединение… Это – “пейзаж души”». О второй части «Путешествия Глеба», романе «Тишина» (Париж, 1948 г.), Глеб Петрович Струве писал, что «композиционно она бесформенна, и эта бесформенность, подчёркивающая некоторые характерные черты русской литературы, диктуется самим заданием и самой темой автора». Позже вышли третья часть – роман «Юность» (Париж, 1950 г.) и последняя четвёртая часть – роман «Древо жизни» (Нью-Йорк, 1953 г.), в котором повествование о главном герое на общем фоне русской жизни доведено до 1923 г. По наблюдениям дочери писателя Натальи Борисовны Зайцевой-Соллогуб, вся тетралогия носит почти документальный характер, последовательность событий точна, места действия легко узнаваемы, а персонажи имеют реальные прототипы. Многочисленные поездки Б.К. Зайцева по Франции в 1920–1930 гг. привели к появлению очерков о французских городах – Драгиньяне, Тулоне, Авиньоне, Грасе, Эксе, Арле, Ницце, Шартре, Руане. В конце 1930 гг. Б.К. Зайцев опубликовал очерк «Монте-Карло», в котором подробно рассказал о судьбе мученицы Девоты, покровительницы княжества Монако (Возрождение. 1938 г.), воспоминания об Андрее Белом (Русские записки. 1938 г.), сборник воспоминаний «Москва», состоящий из многочисленных очерков, напечатанных прежде в зарубежных периодических изданиях (Париж, 1939 г.).

 



 
PR-CY.ru