ЗАЙЦЕВ Борис Константинович - Страница 2

Страдания и потрясения революционных лет привели Б.К. Зайцева к осознанному принятию православия. С этого времени через всё его творчество проходил главный мотив смирения, понимаемого как мужественное принятие испытаний, посылаемых Богом. В произведениях Б.К. Зайцева, по его словам, «хаосу, крови и безобразию» противостояли «гармония и свет Евангелия, Церкви». Б.К. Зайцев не впадал в озлобленность, призывал современника-интеллигента к покаянию, любви, кротости и милосердию. Православное мировоззрение автора отразилось уже в рассказах 1918–1921 гг. («Душа», «Белый свет», «Уединение»), в которых он писал о революции как о закономерном возмездии за «распущенность, беззаботность... и маловерие». Выпуск книги рассказов «Белый свет» в Москве в 1923 г. был запрещён цензурой. Рассказ «Улица святого Николая» (1921 г.) представляет собой образную хронику истории России начала ХХ в. В круговороте событий автор привлекает внимание читателей к неизменному и умиротворяющему образу извозчика Миколы, который, проезжая по Арбату, крестится на церкви. Рассказ вошёл в сборник «Улица святого Николая» (1923 г.). 8 июня 1922 г. вместе с супругой и дочерью Б.К. Зайцев уехал в Берлин. Он вспоминал: «Меня выпустили за границу для лечения, после сыпного тифа. Уехал, собственно, не из-за болезни, а потому, что в России писать и печататься стало для меня невозможно. …За тридцать лет ни разу я не пожалел, что выехал». В марте 1923 г. Б.К. Зайцев был избран вице-председателем Союза русских писателей и журналистов в Берлине. В 1922–1923 гг. в берлинском издательстве Зиновия Исаевича Гржебина вышло шесть из семи томов собрания сочинений Б.К. Зайцева (кроме четвёртого тома). Сотрудничал в журналах «Звено» и «Современные записки», в последнем в 1923–1925 гг. печатался его роман «Золотой узор». Автор писал, что роман «полон откликов “Ада” жизни тогдашней. В нём довольно ясна религиозно-философская подоплёка – некий суд и над революцией, и над тем складом жизни, теми людьми, кто от неё пострадал. Это одновременно и осуждение и покаяние – признание вины». 9 сентября 1923 г. Б.К. Зайцев выехал с семьёй в Италию, 30 декабря того же года перебрался в Париж, который назвал «городом трудным, но изящным... бесконечно языческим» и в котором прожил следующие 50 лет. В 1924–1927 гг. регулярно публиковался в газете «Последние новости». В октябре 1925 г. стал редактором литературного отдела рижского журнала «Перезвоны», с октября 1927 г. публиковался в парижской газете «Возрождение», в мае 1929 г. вошёл в редакцию газеты «Русский инвалид» (сотрудничал в ежегодном майском литературном номере в 1929, 1932–1940 гг.), в марте 1936 г. – в редакционный комитет еженедельника «Иллюстрированная Россия». По заказу Христианского союза молодых людей (YMCA) Б.К. Зайцев написал житийную повесть «Преподобный Сергий Радонежский» (1924–1925 гг.), тема которой, по его словам, «никак не явилась бы автору и не завладела бы ум в дореволюционное время». В 1925 г. был написан рассказ «Алексий Божий человек», в 1926 г. – повесть «Странное путешествие» (Париж, 1927 г.), весной 1927 г. – рассказ «Моя жизнь и Диана» (Последние новости. 1927 г.) – одно из самых значительных произведений Б.К. Зайцева, навеянное романтической дружбой с супругой генерал-майора Александра Ивановича Спиридовича.

 



 
PR-CY.ru