ЗАРЗМСКАЯ ИКОНА «ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ»

ЗАРЗМСКАЯ ИКОНА «ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ» – чудотворный образ, почитался как животворящий. Первоначальная деревянная живописная икона (около 160х110 см; живопись утрачена), вероятно, происходила из монастыря Парехи (Самцхе); чеканная икона (131,5х75 см) создана в 886 г. в монастыре Зарзма и является древнейшей из сохранившихся грузинских чеканных икон. В XVI в. перенесена в монастырь Шемокмеди, с 1924 г. находится в Национальном музее Грузии. Зарзмская икона упоминается в Житии Серапиона Зарзмского, написанном Василием Зарзмским на рубеже IX и X вв., – редкий случай в истории раннего Средневековья, когда о дошедшей до настоящего времени иконе есть свидетельство современного ей источника. «Животворящую икону Преображения, помощь и надежду всех христиан», взяли с собой Серапион и его спутники, когда около 861 г. отправились из монастыря Парехи на поиски места для устройства новой обители. Серапион, не найдя «ровного и открытого места... приказал выровнять место между источником и холмом и выстроить палатку, чтобы в ней приютить себя и икону, пред которой они молились». В Житии указано, что Зарзмская икона стала главной святыней строящейся Зарзмы, многие окрестные жители приходили поклониться ей. Когда строительство церкви было закончено, «в ней поставили животворящую икону Преображения». Перед кончиной тяжелобольной Серапион «встал и, как бы юноша, дошёл до святого алтаря, приложился к Святой Трапезе и животворящей иконе воплотившегося Христа... приказал причастить его... в девятом (часу) предал дух свой». При Павле, ставшем настоятелем Зарзмы после кончины настоятеля Михаила, Зарзмская икона была украшена чеканным окладом, полностью повторившим первоначальную живописную композицию, открытыми оставались лишь живописные лики. Павел «закончил постройку церкви и всячески её украсил. В ней поставили икону Преображения и освятили её в настоятельство этого Павла». Точная датировка оклада установлена по одной из двух двустрочных ктиторских надписей, выполненных асомтаврули и помещённых в нижней части иконы: «Во имя Бога окована икона эта в помощь Георгию, господам Парсману эристави, Иване, Тки… Мириану, Пери, Сула при настоятеле Павле. Хроникон 106 г. (886)». Зарзмская икона дошла в сильно фрагментированном виде (утеряны части серебряной чеканной пластины). Под чеканной пластиной сохранились фрагменты левкаса, подтверждающие, что первоначальная икона была живописной. Основная реставрация (орнаментированные поля и нимб Христа, отдельные части чеканной пластины) была осуществлена в 1010–1020 гг. эриставом Звиадом, о чём свидетельствует относящаяся ко времени поновления иконы вторая надпись: «Во имя Бога я, эристав Звиад, сын блаженной памяти эристава Арабая, сподобился украсить благородную эту икону. Икона Преображения, помилуй душу мою в день сей». На иконе также видны следы реставрации XVI в. В верхней части иконы изображена крупная фигура Христа на подножии в мандорле. Благословляющая десница согнута в локте, в шуйце он держит свиток. По сторонам от Него стоят в три четверти поворота пророки Илия (справа) и Моисей (слева). В нижней части иконы симметрично расположены распростёртые ниц фигуры апостолов Иакова и Иоанна Богослова. Фигура апостола Петра, помещённая в левой части Зарзмской иконы, почти полностью утрачена (сохранились фрагменты нимба и складок одеяния). Все фигуры имеют пояснительные рельефные надписи, исполненные асомтаврули. Структурная чёткость расположения фигур, линейная выразительность и экспрессивность рисунка на гладком фоне служат монументально-декоративному решению композиции.

 
PR-CY.ru