ЗАРЗМА

ЗАРЗМА – в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (середина – третья четверть IX в., возобновлён в 1989 г.) Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской православной церкви. Расположен в селе Зарзма, в ущелье реки Кваблиани, в 8 км к западу от посёлка Адигени. Сведения об основании монастыря Серапионом Зарзмским (Зарзмели) содержатся в сочинении X в. «Житие и подвижничество Богоносного блаженного отца нашего Серапиона Зарзмели» (XVI в.), написанном племянником Серапиона и пятым настоятелем Зарзмы Василием Зарзмским. Многие грузинские учёные (Павел Иесеевич Ингороква, Моисей Георгиевич Джанашвили, Сергей (Саргис) Несторович Какабадзе, В. Беридзе и др.), основываясь на данных Жития о том, что Михаил Парехский – ученик и последователь одного из сирийских отцов, Шио Мгвимского (середина VI в.), датируют период деятельности Серапиона и время основания монастыря VI–VII вв. Ко второй половине IX в. относит деятельность Серапиона Э. Челидзе. Однако в научной литературе принята точка зрения грузинских учёных Ивана Александровича Джавахишвили и праведного Евфимия Такаишвили, датирующих деятельность Серапиона серединой – второй половиной IX в., как установил грузинский летописец Георгий Мерчуле время жизни современников Серапиона, чьи имена упомянуты в Житии, – епископа Ацкурского Георгия Мацкверели и Михаила Парехского. Данное предположение косвенно подтверждает и надпись на Зармзской иконе «Преображение Господне», датирующая оклад иконы, который был изготовлен при четвёртом настоятеле монастыря Павле, 886 г. Английский картвелолог Дональд Рейфилд считает, что Зарзма был основан ближе к 865 г., а кончину Серапиона относит приблизительно к 900 г. Предыстория создания Зарзмы, согласно Житию, начинается ещё в монастыре Парехи Кларджетской пустыни, где под управлением Михаила Парехского подвизались Серапион и один из его братьев, Иоанн. В источнике рассказывается, как однажды Михаил во время ночной молитвы был восхищён на небо, где ему явился «благолепно, по-священнически одетый муж», повелевший немедленно отправить в «страну Самцхийскую» (Самцхе, Юго-Западная Грузия) Серапиона и Иоанна, «при этом он показал ему приметы места, на котором, найдя его, они должны были построить монастырь, чтобы в нём собрались многие души во славу Бога и Владыки всех». Серапион просил не разлучать его «с этим святым собранием», и Михаил отпустил с ним брата и четырёх парехских монахов, благословив их животворящей Зарзмской иконой «Преображение Господне», которую путники взяли с собой. Монахи дошли до «горы, поднимавшейся в небо», прошли место Берас-Джвари. В расположенном на окраине долины Утквиса месте Дзиндзе, несмотря на то что там не было тех примет, которые они искали, монахи стали возводить строения для будущего монастыря и «пробыли там немало дней». Однако «звероподобный безжалостный» владетель местности прогнал монахов к реке, и в двух милях к западу от неё, «в месте, покрытом лесом, куда не ступала нога человека», они обнаружили все приметы, указанные Михаилом, в том числе холм и к востоку от него источник. Между ними Серапион и повелел «выстроить палатку, чтобы в ней приютить себя и икону». Князь Георгий Чорчанели, «великий и известный властелин» этой местности, однажды, охотясь в месте Цхроча, увидел дым от костра.

 



 
PR-CY.ru