ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье) на Никольской ул. в Китай-городе. Основан, по мнению исследователей, на рубеже XVI и XVII вв., до 1614 г. Наименование монастыря отражает посвящение главного престола и топографическое положение обители до начала XIX в. (за Иконным торговым рядом вдоль Никольской ул.). В документах XVII в. Заиконоспасский монастырь именовался как «Спасский», «Спасский за Иконным рядом», «Спасский Училищный», в «Привелегии...» Симеон Полоцкий высокопарно называл его «Всемилостивого Спаса иже в Китае на Песках, нарицаемый Старый». Возможно, именно со второй половины XVII в. появлялась версия о древнем происхождении монастыря и наименования: «Спасский на Никольском крестце, на Песках, на Старом месте». В XVIII в. монастырь чаще именовался Заиконоспасским Училищным, в XIX–XX вв. – Заиконоспасским. Архимандрит Леонид (Кавелин) датировал основание Заиконоспасского монастыря 1380 г. (в связи с победой на Куликовом поле) на территории монастыря Николы Старого – московского Греческого во имя Николая Чудотворца монастыря (учреждение которого он также относил к XIV в.). Архимандрит Леонид полагал, что Заиконоспасский монастырь – это отделившийся западный участок Никольской обители с расположенной на нём Спасской церковью. По его мнению, именно самостоятельный Спасский монастырь упоминается в документах с конца XV в. как «Спас на Старом», «Спас Старый». Однако приведённый архимандритом Леонидом корпус летописных известий признаётся исследователями спорным, а анализ их содержания – не вполне убедительным. Не подкреплена документами и гипотеза об основании Заиконоспасского монастыря в 1600 г. царём Борисом Годуновым. Менее распространённая версия, по которой датой основания Заиконоспасского монастыря считается 1660 г., видимо, связывает этот факт со временем постройки в монастыре собора в честь Нерукотворного образа Спасителя. Некоторые историки Москвы XIX–XX вв. допускали, что именно Заиконоспасский монастырь изображён на ранних планах Москвы, «Петрове чертеже» около 1597 – 1600 гг. и «Сигизмундове чертеже» около 1610 г., составленном польскими военными инженерами и изданном Гесселем Герритсом в Голландии. Первый публикатор «Петрова чертежа» Иван Михайлович Снегирёв отметил, что на обнаруженном среди бумаг императора Петра I плане Москвы на Никольской ул. изображён один монастырь Николы Старого (Греческий), тогда как Спасский монастырь, занимавший смежный с ним участок, не обозначен и не упомянут в экспликации. При этом на территории Никольского монастыря показан не один, а два храма. Другие известные оттиски того же, казалось бы, оригинала, что и лист И.М. Снегирёва, также называемые «Петровым чертежом», фиксируют на той же территории уже два монастыря, в центре каждого – храм. На них назван исключительно Никольский монастырь, где, согласно экспликации, «целуют крест в сомнительных судебных случаях». Наименование обители и пояснение относительно второго монастыря по-прежнему отсутствуют. К этому анонимному монастырю вдоль Никольской ул. примыкал длинный корпус, который на других планах Москвы XVII в. обозначен как торговый Иконный ряд.

 



 
PR-CY.ru