ЗАЙКОВСКИЙ ТРЕБНИК - Страница 2

В отношении этих богословски крайне сомнительных, по мнению богословов, особенностей чина крещения, которые не могут быть объяснены механической порчей текста, Б. Холошняй высказал осторожное предположение о еретических пристрастиях или богумильской ориентации писца. Иное предположение состоит в том, что это были не сознательные исправления писцом рукописи (в особенности учитывая предложенную атрибуцию почерка), а региональные нарушения в чине крещения (подобные упоминаемым в послании 1355 г. патриарха Каллиста Феодосию Тырновскому), генезис которых представляет собой отдельную тему исследований. Чин братотворения в Зайковском Требнике во многом схож с чином, который содержится в древнейшем глаголическом Синайском Евхологии, хотя и имеет ряд особенностей. Редакция чинов обручения и венчания соответствует переходному этапу их развития. Наличие лексических русизмов («лошадь», «рот», «гоготать» и др.) в чине исповеди Зайковского Требника делает эту рукопись (наряду с близким по составу и современным ей пергаменным сербским Требником из собрания Дечанского монастыря) важным источником для истории этого чина на Руси не позднее первой половины XIII в., поскольку собственно восточнославянские его списки датируются не раньше начала XIV в. Чин бельческого и священнического погребения отражает традицию, сложившуюся в Болгарии в кругу ближайших учеников Кирилла (Константина) и Мефодия (в позднейшей редакции, возникшей, как полагают исследователи, в XIII – начале XIV вв.). Помимо переводных песнопений он включает три оригинальных славянских гимнографических произведения: цикл заупокойных стихир восьми гласов и на целование усопшего (представленный здесь в сокращённой редакции) с фразовым именным акростихом Константина Преславского, архаичный (содержащий вторую песнь) канон шестого гласа с остатками фразового акростиха (наличествующий также в сербских Требниках XIV в. из собрания Дечанского монастыря), предположительно атрибутируемый тому же автору, и цикл из 24 стихир, расположенных в порядке славянского глаголического алфавита (открыт на рубеже 1970 и 1980 гг. Вячеславом Михайловичем Загребиным и опубликован им полностью по сербскому списку конца XIII – начала XIV вв.). В Зайковском Требнике из-за физических утрат этот цикл сохранился фрагментарно, без стихир в объёме букв «Е»-«П».



 
PR-CY.ru