ЗАДОСТОЙНИК

ЗАДОСТОЙНИК – ирмос девятой песни канона того или иного праздника (как правило, предваряемый особым припевом), который в день праздника и связанные с ним дни (например, в период попразднества) заменяет собой «Достойно есть» на Божественной литургии. Появление термина «задостойник» связано с широким распространением после XII в., в период господства Иерусалимского устава, практики исполнять «Достойно есть» в конце канона утрени. В дни важнейших праздников, когда на утрене отменялось песнопение «Величит душа моя Господа», опускалось и «Достойно есть» в конце канона, поэтому заключавшая канон катавасия воспринималась как замена «Достойно есть», т.е. задостойник. В дониконовских русских изданиях богослужебных книг ирмос девятой песни, заключающий праздничный канон, прямо обозначается как «вместо Достоина» (аналогичная терминология встречается и в старообрядческих памятниках). Однако в современной практике РПЦ катавасия девятой песни праздничного канона утрени не называется задостойником (это, как полагают исследователи, связано с тем, что «Достойно есть» по послениконовскому Типикону отменяется не только в дни важнейших праздников, но и всегда, когда на утрене поётся великое славословие). Тем не менее, в случаях замены «Достойно есть» в конце канонов повечерия (на повечериях с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста, в дни Страстной седмицы, в день Пятидесятницы вечером, в предпразднства Рождества Христова, Богоявления и Преображения) или молебна ирмосом девятой песни соответствующих канонов в русских богослужебных книгах этот ирмос может обозначаться как задостойник. В старообрядческой традиции задостойник считается также богородичен на молебне, который в дни великих праздников и их попразднств заменяется ирмосом девятой песни праздничного канона. За Божественной литургией практика исполнять ирмосы девятых песней праздничных канонов вместо «Достойно есть» (или иных богородичных песнопений) после возгласа анафоры распространилась сравнительно поздно; формирование системы литургийных задостойников относится к XVI в., её уточнение продолжалось до XIX в. В Типиконах и иных уставных текстах указания о литургийных задостойниках начинают регулярно фиксироваться лишь к XVII в. Принятый ныне в РПЦ Типикон предписывает петь задостойник на литургии праздников: Рождества Пресвятой Богородицы (здесь же говорится и о пении задостойника вообще во все Господские и Богородичные праздники), Рождества Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, Пасхи, Преполовения Пятидесятницы, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, а также Великих четверга и субботы.

 



 
PR-CY.ru