ЗАВЕСА АЛТАРНАЯ - Страница 3

Судя по письменным источникам и памятникам изобразительного искусства, первоначальные формы завесы (завеса кивория и завеса алтаря) появились, существовали и развивались независимо друг от друга с IV в. С VI в. известны завесы со сложным композиционным построением и иконографической программой. Одна из таких завес вместе с изображениями подробно описана в «Экфрасисе Святой Софии» (VI в.) Павла Силенциария. В Константинопольской Святой Софии, украшенной императором Юстинианом, завесой (ансамбль, состоящий из центральной и двух других завес) укрывался только киворий, тогда как весь алтарь оставался открытым. О завесе в Константинопольской Святой Софии говорится, что они «распускались» или «разворачивались» священнослужителями. О них упоминает русский паломник Новгородский архиепископ Антоний (ум. в 1232 г.), который в описании Константинопольской Святой Софии оставил свидетельство только о завесах (катапетасмах) кивория и даже сам киворий назвал катапетасмой. Свидетельство Новгородского архиепископа Антония указывает на то, что завесы, присутствующие только на кивории, сохранялись в Святой Софии до XIII в. Завесы в других византийских храмах устраивались по образцу завесы Константинопольской Святой Софии. Как полагают исследователи, и на Руси, в первых церквах Киева (Десятинной церкви и Софийском соборе), были кивории с завесой, но «получил большее распространение обычай устраивать «небо», в особенности в церквах приходских; кивории же остались принадлежностью лишь городских соборных церквей, и сооружение их считалось делом настолько большим и важным, что стало отмечаться в летописях», из которых исследователи видят, что на устройство кивория, столбов и завесу стали смотреть только как на украшение, поскольку он появлялся гораздо позже престола, тогда как по греческим представлениям во времена Симеона Солунского в новом храме считалось всё законченным только после утверждения кивория над престолом. Указание на завесу у кивория сохранилось в описании церкви XVII в.: «Вокруг престола под сенью завеса тафтяная алая», при этом отмечены признаки редуцированной завесы «в виде узких полотнищ из шёлковой ткани, прилегающих к столбам кивория и служащих теперь только украшением. Наконец, самый деревянный раззолоченный подзор сени, несколько спускающийся по углам вниз, представляет собою не что иное, как слабые следы той же когда-то необходимой утвари». Вместо кивория с сенью могло быть устроено нечто их напоминающее – так называемые небеса.

 



 
PR-CY.ru