«ЗНАМЕНИЕ» - Страница 2

Изображение «Влахернитиссы» в рост встречается на фресках апсиды церкви Богоматери в Трикомо, Кипр (начало XII в.), апсиды церкви Спаса Преображения на Нередице (1199 г.), на иконе Божьей Матери с пророком Моисеем и патриархом Евфимием (XIII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае), на иконе «Ярославская Оранта» (XIII в., Третьяковская галерея). Другое наименование изображения Богоматери с Младенцем перед грудью – «Платитера» («Ширшая небес»). Этот эпитет связан с литургией Василия Великого, на которой поётся стих о том, что чрево Богородицы пространнее небес. Полуфигуры Богоматери «Платитеры» встречаются на печатях и монетах императора Никифора Фоки (963–969 гг.), в росписи апсид церквей Рождества Христова в Вифлееме (1169 г.), Богородицы Евергетиды в монастыре Студеница, Сербия (1208–1209 гг.), Богородицы Левишки в Призрене, Сербия (1220 гг.), на мозаике наружного нартекса монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (1316–1321 гг.). Распространение имели выполненные в мраморе изображения этой иконографии, повторяющие рельеф над фиалом в храме во Влахернах (рельеф XII в. из церкви Санта-Мария Матер Домини в Венеции). Влахернские (связанные с Влахернами) образы Божьей Матери – Оранты без Младенца, но с отверстиями для воды в руках; держащей медальон перед грудью; Оранты с образом Младенца в медальоне – также называют «Великая Панагия» (патена из монастыря Ксиропотам на Афоне, «Ярославская Оранта»). На Руси тип «Влахернитиссы» с воздетыми руками и медальоном перед грудью получил наименования от чудотворных икон: Абалакская, Курская-Коренная, Мирожская, Новгородская, Серафимо-Понетаевская, Царскосельская и др. «Знамение» Новгородская икона Божьей Матери (празднование 27 ноября) – чудотворный образ середины XII в.; с его помощью связана защита Великого Новгорода в 1169/1170 гг. от войск великого князя Андрея Боголюбского, который, желая наказать новгородцев, собиравших незаконную дань с княжеской Двинской земли, послал на город свои дружины. Икона получила общерусскую известность в XIV в., когда было написано «Сказание о чуде», вошедшее в новгородские и московские летописные своды. Эта икона находилась в церкви Спаса на Ильине ул. за престолом. На третью ночь осады города Новгородский архиепископ Иоанн, молившийся перед иконой Спасителя, услышал голос, исходящий от образа: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицю, и возьми икону святую Богородицю, и вынеси в острог противу супостат». Икону вынесли на городские укрепления, «иде же ныне монастырь святыа Богородица на Десятине». Стрелы, пущенные суздальцами, «яко дождь умножен», попали в икону, которая повернулась ликом к городу, из полученных «ран» истекли «слёзы». Нападавших покрыла тьма, объяли «трепет и ужасть», и они стали избивать друг друга.

 



 
PR-CY.ru