ЗИМИН Александр Александрович - Страница 3

Переход Волоколамского монастыря под патронат великого князя Василия III Ивановича (1479–1533 гг.), как считал историк, привёл к формулировке Иосифом принципа: «Царь… властию… подобен есть вышнему Богу». Занесённая в чин венчания на царство, данная формулировка легла в основание идеологии самодержавия, как показал А.А. Зимин в монографии «И. С. Пересветов и его современники» на примере ученика Иосифа митрополита Макария. В этом же труде историк привёл исчерпывающие биографии священника Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестра и его сына Анфима. Вместе с Яковом Соломоновичем Лурье А.А. Зимин издал «Послания Иосифа Волоцкого» (М.; Л., 1959 г.). В связи с изучением истории Волоколамского монастыря он написал статьи, посвящённые спорам иосифлян и нестяжателей. В монографиях «Опричнина Ивана Грозного» и «Россия на пороге Нового времени: (Очерки политической истории России первой трети XVI в.)» дана характеристика участия в государственном управлении митрополита Даниила. Отдельную статью А.А. Зимин посвятил отношению к опричнине митрополита Филиппа (Колычева). В 1968 г. вышла его работа, посвящённая борьбе дворянства с монастырским землевладением в конце XVI – начале XVII в. Одной из тем, которые учёный активно разрабатывал, была история еретических («реформационно-гуманистических», по формулировке историка) движений в России в XV–XVI вв. В 1963 г. А.А. Зимин сделал обобщающий доклад на эту тему на V Международном съезде славистов. В статье «Античные мотивы в русской публицистике конца XV в.» и в монографии «Россия на рубеже XV–XVI вв.» историк писал о связи взглядов еретиков жидовствующих с античным наследием. Воззрения еретиков середины XVI в. Матвея Башкина, Феодосия Косого, а также «дело» троицкого старца Артемия подробно рассмотрены в книге «И. С. Пересветов и его современники». А.А. Зимин принял участие в издании первой в советский период коллективной монографии, посвящённой истории Русской церкви: «Церковь в истории России (IX в. – 1917 г.): Критические очерки» (М., 1967.). Историк выступил соавтором и других коллективных научных трудов: «История Москвы», «Очерки по истории СССР: Период феодализма (конец XV – начало XVI в.)», «Всемирная история», «История СССР с древнейших времён до наших дней». А.А. Зимин был редактором и составителем собрания сочинений Василия Осиповича Ключевского, автором концепции о позднем (1780 гг.) происхождении «Слова о полку Игореве». Историк утверждал, что «Слово...» вторично по отношению к «Задонщине» (памятник конца XIV или XV в.), автором «Слова...» он считал архимандрита ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря Иоиля (Быковского). Данная теория в момент появления была встречена резкой критикой и позднее не была принята научным сообществом. А.А. Зимин был награждён медалями «В память 800-летия Москвы», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», почётными грамотами Президиума АН СССР, Министерства высшего и среднего образования СССР, ВООПИК. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Архив учёного в настоящее время хранится у его вдовы В.Г. Зиминой. Памяти А.А. Зимина посвящены сборники статей: «Россия на путях централизации» (М., 1982 г.; вышел без печатного посвящения) и «Essays in Honor of A. A. Zimin» (Ohio, 1985 г.), ряд научных трудов его коллег и учеников. 13–18 мая 1990 г. в Московском историко-архивном институте прошли I чтения в память А.А. Зимина; вскоре проведение чтений стало регулярным.



 
PR-CY.ru