ЗОЛЯ Эмиль - Страница 6

Золя говорит, подводя итог своей теории творческого метода, являющейся перенесением в литературу приёмов научного исследования (в частности, он опирается на работы знаменитого физиолога Клода Бернара; 1813–1878 гг.): «„Экспериментальный роман“ есть логическое следствие научной эволюции нашего века». Вся серия «Ругон-Маккары» осуществлена в плане научного исследования, проведённого в соответствии с принципами «Экспериментального романа». Научность Золя является свидетельством тесной связи художника с основными тенденциями его эпохи. Грандиозная серия «Ругон-Маккары» перенасыщена элементами планирования, схема научной организации этого произведения представлялась автору существеннейшей необходимостью. План научной организации, научный метод мышления – вот основные положения, которые можно считать исходными для стиля Золя. Более того, он был фетишистом плана научной организации произведения. Его искусство постоянно нарушает границы его теории, но самая природа планового и организационного фетишизма Золя вполне специфична. Здесь сказывается характерный способ представления, отличающий идеологов технической интеллигенции. Организационная оболочка действительности постоянно принимается ими за всю действительность, форма замещает содержание. Золя выражал в своих гипертрофиях плана и организации типичное сознание идеолога технической интеллигенции. Приближение к эпохе осуществлялось через своеобразную «технизацию» буржуа, осознавшего своё неумение организовать и планировать (за это неумение его всегда бичует Золя – «Счастье дам»); познание эпохи капиталистического подъёма у него реализуется через плановый, организационно-технический фетишизм. Развёрнутая им теория творческого метода, специфика его стиля, обнажающаяся в моментах, обращённых к капиталистической эпохе, восходит к этому фетишизму. Роман «Доктор Паскаль» («Docteur Pascal», 1893 г.), завершающий серию «Ругон-Маккары», может служить примером такого фетишизма – вопросы организации, систематики, конструирования романа выделяются здесь на первое место. В этом романе раскрывается и новый человеческий образ. Доктор Паскаль – это нечто новое по отношению и к падающим мещанам, и к побеждающим капиталистическим хищникам. Инженер Гамелен в «Деньгах», капиталистический реформатор в романе «Труд» («Travail», 1901 г.) – всё это разновидности нового образа. Он недостаточно развёрнут у Золя, он только намечается, только становится, но сущность его уже вполне ясна. Фигура доктора Паскаля является первым схематическим наброском реформистской иллюзии, в которой находит своё выражение тот факт, что мелкая буржуазия, форму практики которой представляет стиль Золя, «техницизируясь», примиряется с эпохой.

 



 
PR-CY.ru