ЗНАМЕНСКИЙ Пётр Васильевич

ЗНАМЕНСКИЙ Пётр Васильевич (1836–1917 гг.) – выдающийся историк Русской церкви. Родился в Нижнем Новгороде, учился в Нижегородском духовном училище (1846–1850 гг.), в Нижегородской духовной семинарии (1850–1856 гг.), после этого – в Казанской духовной академии, которую окончил в 1860 г. со степенью магистра богословия (диссертация называлась «Обозрение постановлений по церковным делам в России в начале XVII столетия»). В течение года был преподавателем логики и философии в Самарской семинарии, потом вернулся в Казанскую духовную академию, в которой в течение года занимал кафедру математики, а с 1862 г. утвердился на кафедре русской церковной истории. Преподавал и в Казанском университете. В 1866 г. ему было присвоено звание экстраординарного, а спустя два года – ординарного профессора Духовной академии. В 1873 г. П.В. Знаменский защитил докторскую диссертацию: «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» (Казань, 1872 г.). В 1892 г. был избран почётным членом Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности. Главным трудом П.В. Знаменского является его сжатое, но полное «Руководство к русской церковной истории» (Казань, 1870 г.; 5-е дополненное издание в 1888 г.). До этого в духовных школах сказывался недостаток учебных пособий по истории Русской церкви, которые отвечали бы нуждам времени, потому что труды митрополитов Филарета (Гумилёвского) и Макария (Булгакова), несмотря на достоинства, были очень объёмными, а пособие Иннокентия (Смирнова) мало было приспособлено для учебных целей. Поэтому появление труда П.В. Знаменского было очень своевременным и было вскоре оценено научной общественностью (в 1870 гг. это учебное пособие было удостоено премии митрополита Макария). Как богослов П.В. Знаменский через всю свою книгу неуклонно проводит определение церкви по православному учению: «Церковь есть собрание верующих, соединённых между собою верою в Бога, священноначалием и таинствами», как историк, он, вместе с тем, очень хорошо понимает, что собрание верующих, как всякое человеческое сообщество, собиралось постепенно, вырастало и созидалось под неизбежным взаимодействием исторических обстоятельств, благоприятных и неблагоприятных. Церковную жизнь и народные верования П.В. Знаменский не ставит в изолированное положение, отрешённое от всех остальных проявлений народной и общественной жизни. Не менее ценны и его монографические исследования, которые легли в основу главного труда «Руководство к русской церковной истории» (каждое из них представляет собой содержательный этюд по истории русского общества и русской образованности).

 



 
PR-CY.ru