ЗАРИН (Зорин) Сергей Михайлович - Страница 8

Однако профессор Московской духовной академии Михаил Михайлович Тареев (1867–1934  гг.) подверг сочинение С.М. Зарина резкой критике и обвинил его в научной несостоятельности (Зарин защищал от нападок работу и научный подход в «Ответе на критику профессора М.М. Тареева»). Среди отечественных церковных авторов, оказавших влияние на Зарина, особое внимание он уделял личности и трудам Феофана Затворника (Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894 гг.), который, по мысли Зарина, создал богословско-аскетическую систему, лишённую всякой схоластичности, лейтмотивом которой явилось «учение об усвоении каждым человеком в отдельности спасения, совершённого Иисусом Христом». Даже в определении основного положения «Аскетизма» Зарин использовал его высказывания: «Высшая цель и конечный результат спасения, сущность и содержание вечной жизни заключаются в ближайшем живом и непосредственном общении с Богом». Человек, чтобы стать «причастником Божеского естества», очищаясь от всего чувственно-греховного и приобретая состояние святости – «богоподобия», постепенно, через добрые дела по вере реализует эту высшую цель богообщения. Во-первых, Зарин определял аскетизм как «планомерное употребление, сознательное применение целесообразных средств для приобретения христианской добродетели, для достижения религиозно-нравственного совершенства… путём напряжения всех телесных и душевных сил христианина, посредством неустанной борьбы с различными препятствиями». Понятие «аскетизм» включает в себя как процесс подвижничества в целом, так и способы его осуществления, взятые или во всей полноте, или в отдельности (например, молитву, телесные подвиги и лишения). Аскетизм обязателен в деле спасения как «необходимый момент религиозно-нравственного христианского совершенствования», как «условие достижения богоуподобления в целях богообщения», способствует искоренению страстей, пороков и приобретению добродетелей. В то же время он выражает собой лишь «техническую сторону христианского совершенствования», а «главным деятелем его, по православному учению, служит благодать Святого Духа». Следовательно, ближайшей целью аскетизма является «приспособить естественные силы и способности человека к её восприятию», сделать их «послушным и удобным орудием для достижения и осуществления вечной жизни». Критикуя отношение к аскетизму в иных христианских конфессиях (в католицизме за отнесение аскетизма в разряд «сверхдолжных дел» и предназначение его поэтому лишь для монашествующих, а в протестантизме за фактическое его отрицание), Зарин проводит мысль о необходимости аскетизма (в той или иной мере) для всех православных христиан, не представляя его как удел только монашества. Во-вторых, достижение состояния полноты богообщения (святости) стало невозможным после грехопадения Адама для всего человеческого рода. Смысл грехопадения, по определению Зарина, – это попытка человека «найти и осуществить безусловную жизнь вне и помимо Бога, отказавшись признавать Бога как абсолютную ценность своей жизни и необходимую опору своего существования». Человек перенёс «центр тяжести» своей жизни на себя самого, вне отношений с Богом, вследствие чего его автономное существование стало настоящей смертью духа. Отсюда главной характеристикой всякого греховного состояния и греховного поступка Зарин считал эгоизм.

 



 
PR-CY.ru